Действительно ли штурмовая авиация доживает свой век?

Штурмовая авиация отлично показала себя во Вторую мировую войну, хоть самолёты того времени и не могли похвастаться ни особой боевой мощью, ни впечатляющими характеристиками. Современные штурмовики обладают куда большими боевыми возможностями, вот только принципиально новых никто разрабатывать не собирается, а старые доживают свой век.

Штурмовая авиация

Штурмовик Су-25./ Фото: 5-tv.ru
Штурмовик Су-25.

Современная штурмовая авиация не столь разнообразна, как можно было бы подумать, глядя на остальные боевые самолёты. Фактически она представлена двумя самолётами: советским Су-25 и американским A-10, причём только Су-25 в некотором количестве оказался в других странах в рамках союзнической помощи. A-10 Thunderbolt II в Америке считали ресурсом стратегического значения и не спешили его продавать, опасаясь применения против собственной же армии. Остальные страны (за исключением Китая, он построил их некоторое количество на базе советского истребителя) выпускать подобные самолёты даже не собирались, поскольку надобности в них не было никакой.

Штурмовик A-10 Thunderbolt II./ Фото: pinterest.com
Штурмовик A-10 Thunderbolt II.

Интересно, что обе страны подошли к созданию штурмовика с совершенно разными подходами. Советский Союз пытался создать простой и надёжный самолёт для ударов по любым наземным целям, будь то техника, укрепления или живая сила противника. Командованию нужен был штурмовик для поддержки наземных операций, достаточно живучий, чтобы пережить стрелковый огонь с земли во время полётов на малой высоте. В принципе, Су-25 «Грач» таким и получился. Он мог нести солидное вооружение: авиационные бомбы различных типов, включая и кассетные, неуправляемые и управляемые ракеты, включая высокоточные, а также автоматические 30-миллиметровые пушки. Летал он на дозвуковой скорости и мог нести нормальную боевую нагрузку 1400 килограмм. Целью для штурмовика могло быть всё, что находилось на поверхности земли, – и забетонированные укрытия, и наступавшие силы противника.

Пушка A-10 Thunderbolt II./ Фото: topwar.ru
Пушка A-10 Thunderbolt II.

В свою очередь, штурмовик A-10 Thunderbolt II был не универсальным средством против наземных целей, его в основном ориентировали на поражение бронетехники. Фактически это было летающее противотанковое оружие, основным оружием которого стала авиационная пушка GAU-8/A Avenger с семью стволами калибром 30 миллиметров. Вес этой пушечной установки составлял более 1800 килограмм, и в него входила сама пушка, боекомплект к ней и система его подачи. При этом боекомплект составлял 1350 осколочно-фугасных и подкалиберных патронов, часть бронебойных имела урановые сердечники. Дополнительно на подвесках штурмовик мог нести ракетно-бомбовое вооружение.

Су-25 в бою./ Фото: vk.com
Су-25 в бою.

Впоследствии американское военное командование несколько разочаровалось в эффективности штурмовика. Уж слишком узкой была его специализация. В итоге его модернизировали, оснастили современными системами вооружений, и он смог нести на себе управляемые ракеты и «умные» бомбы. A-10 Thunderbolt II всё ещё состоит на вооружении, а последнее известное их применение было в Афганистане до вывода оттуда американских войск. В свою очередь, российский Су-25 «Грач» сейчас активно используется в боевых действиях, и надо сказать, весьма успешно. На пенсию его отправлять не собираются, в отличие от A-10, который уже не первый раз пытаются списать военные, но пока безуспешно.

Новых не будет

Хоть штурмовики и зарекомендовали себя в бою, но никто не спешит открывать проекты по созданию новых самолётов. Старые же эксплуатируются лишь потому, что они до сих пор сохранили свой ресурс, и сейчас они активно вырабатывают оставшееся у них время. Правда, его несколько продлили благодаря целому комплексу технических работ. Так, в 2009 году, согласно официальным заявлениям, к ресурсу Су-25 было добавлено до 4000 лётных часов, но сейчас они используются в боевых условиях, а не в рядовом патрулировании, и получают порой серьёзные повреждения. Несмотря на это, новые самолёты никто выпускать не собирается, и на то есть много причин.

Су-25 и его вооружение./ Фото: pinterest.com
Су-25 и его вооружение.

1. Слишком узкая сфера применения. На текущий момент активно развиваются многоцелевые истребители, которые могут выполнять множество функций, в том числе и те, что лежали на плечах штурмовой авиации. Они могут вести разведку, наносить бомбовые удары и выполнять пуски ракет по наземным целям, то есть всё то же, что и штурмовики, но при этом имеют куда лучшие лётно-технические характеристики, а спектр выполняемых ими задач шире.

2. Финансовые вопросы. Наверное, это один из самых тяжёлых аргументов против штурмовиков – выпускать их слишком дорого. На фоне того, что их задачи, по крайней мере большую их часть, могут выполнять истребители, строить новые штурмовые самолёты слишком расточительно. Впрочем, есть большая вероятность, что с появлением более веских причин финансовые вопросы будут пересмотрены очень быстро.

3. Альтернативные способы нанесения ударов. Имеются в виду беспилотные летательные аппараты и высокоточные ракетные комплексы. Ударные беспилотники имеют достаточно большой радиус действия, чтобы работать на территории противника, поражая и бронетехнику, и укрепления, но при этом стоят они куда как дешевле, риск их поражения системами ПВО меньше, а если и собьют, то не особенно и жалко.

A-10 Thunderbolt II./ Фото: airliners.net
A-10 Thunderbolt II.

В итоге штурмовики оказались в подвешенном состоянии. Они как бы и нужны, их активно используют по назначению в боевых действиях, причём очень результативно, а сама штурмовая авиация продемонстрировала свою пользу. Вот только существуют альтернативные средства, которые могут выполнять такие же задачи, даже если и не с такой эффективностью, поэтому тратить огромные средства и время на создание нового поколения штурмовиков вряд ли кто-то будет. Если, конечно, не изменяться условия.