Безнаказанность за содеянное вызвала соответствующую реакцию у обиженного человека, которым оказалась 30-летняя девушка, Ольга Табакова. Ее радужные надежды были разрушены наглыми действиям людей, которые не понимали слов отказа и считали, что им все дозволено, потому что занимали высокие должности. Над ней надругались и оклеветали, а затем упекли в тюрьму, пологая, что избавились от улик и закрыли ей рот.
Но зря они успокоились, потому что за 5 лет, проведенных в заключении, девушка вынашивала план мести, и он оказался жестоким и изощренным.
Место происшествия
Конец 70-х – последние спокойные годы в СССР, которые потом назовут периодом застоя. Но тогда люди считали, что живут все одинаково и хорошо. В эпоху Генсека Брежнева мало кому приходило в голову жаловаться на жизнь, хотя уже процветали казнокрадство, спекуляция и хищения невообразимых масштабов.
Москва, Охотный ряд, Красная площадь, шикарные отели – самая оживленная улица, которая в СССР называлась проспектом в честь Карла Маркса. Когда-то по его учениям пытались жить, и тут же ему установили памятник, прозванный благодаря острому языку Фаины Раневской «холодильником с бородой». Именно в этом месте разворачивались странные события вечером 6 апреля 1979 года.
За порядком на улице в СССР следили строго, ходили патрули, а нарушителей, в том числе алкоголиков, сразу забирали в участок. Не стал исключением и этот вечер. Милиционеры заметили, что по проспекту бежит нетрезвый человек в грязной и разорванной одежде. Его легко было принять за человека низкого социального статуса, если бы не тот факт, что он крепко сжимал портфель, с которым часто ходило начальство. Однако стражи порядка не обратили на это внимания, и, взяв его под руки, отвели в участок.
За происходящим могли наблюдать отдыхающие, находившиеся рядом с памятником Карлу Марксу. Единственное, что ускользнуло от милиционеров, – за ними пристально из-за газеты наблюдала женщина на скамейке. Она не бросалась в глаза – весь ее вид говорило о том, что это культурный человек. У задержанного же не оказалось при себе документов, а его дерзость превзошла все нормы: он грубил при задержании и оскорблял милицию. Из-за того, что был пьян, его отправили в вытрезвитель. Эти заведения, популярные в то время, были открыты еще до революции и назывались «Приютами для опьяневших». По инструкции, там должны были помогать пьяным прийти в себя: давать рассол для улучшения состояния, камфору сердечникам и даже включать граммофон. Однако на деле было не столь радужно. Единственный плюс – зимой это спасало алкоголиков от замерзания на улице.
Как начиналась месть продавщицы
Утром 7 апреля в вытрезвителе раздался страшный крик. Это был пациент, которого привезли вечером. К нему кинулись милиционеры и увидели, что на его лбу красовалась алая надпись «ВОР». Его личность быстро установили – Евгений Крысюк из крупного столичного универмага, работает освобожденным парторгом. Он требовал прокурора, следователя. Медэкспертиза после обследования записала, что на лбу присутствует ожог третьей степени, выраженный словом «ВОР».
Парторг ничего вразумительного рассказать не мог. Помнил только, что после работы сел в свою машину и включил музыку. Ручка громкости у него всегда на магнитоле заедала, поэтому он наклонился, чтобы поправить. В этот момент получил удар по голове. Очнулся привязанным к дереву в парке или лесу. Его глаза были завязаны, поэтому слышал только чьи-то осторожные шаги, а потом почувствовал невыносимую боль, из-за которой потерял сознание. Очнулся, когда в рот насильно вливали алкоголь, а потом снова беспамятство. В следующий раз, когда пришел в себя, заметил, что находится у памятника Карлу Марксу и принялся бежать.
Второй случай с клеймом: милиция начинает розыск
В 1979 году был популярен фильм «Д’Артаньян и три мушкетера», в котором выжигают тавро на плече, а мушкетеры дерутся на шпагах за честь женщины. Даже дети были от него в восторге и сами устраивали себе наряды, делали шпаги и сражались на дуэлях. Странная история, рассказанная Крысюком, как раз напомнила следователям об этом фильме и подражание сюжету, поэтому решили, что это больше напоминает ребячество. Они предположили, что опытный преступник так заморачиваться не будет, и это дело рук подростков.
Однако внимание привлекло клеймо, которое не подходило под баловство. Именно оно натолкнуло на мысль, что это дело рук взрослого человека, который долго готовился к преступлению. Единственной зацепкой была угнанная машина Крысюка, которую обнаружили подростки на проселочной дороге и решили прокатиться. Их задержали, когда они отказались остановиться по требованию инспекторов ГАИ и чуть не врезались в газетный киоск. Подростки признались, где нашли автомобиль, но полностью отрицали клеймение мужчины. Вероятно, на них могли бы свалить происшествие, так как у них не было алиби, и многие путались в показаниях, что усиливало подозрения. Так могло бы и закончиться дело, если бы не еще один случай.
В Королеве (Калининград в СССР), в Комитетском лесу – парке, жители близлежащих домов услышали вопль мужчины. Перепуганные жильцы вызвали милицию, и те тщательно проверили территорию. В итоге был найден мужчина в ужасном состоянии – весь избит, в разорванной одежде, и на лбу красовалось клеймо «ВОР». Это был директор магазина Дмитрий Кожухов. Андрей Карповский, который был следователем в конце 70-х годов в следственной группе города Москвы, рассказал, что обыск квартиры пострадавшего показал, что ее хотели ограбить. Кожухов на допросе рассказал ту же историю, что и Крысюк. Следствие получило информацию, в которой было много одинаковых моментов – оба пострадавших работали в одном магазине, занимали руководящие должности и были одинаково клеймены.
Магазинная мафия
В конце 70-х уже вовсю работала торговая мафия, часто состоящая из продавца, товароведа, бухгалтера и далее по цепочке до руководящих чинов. Сыщики определили, что Крысюк и Кожухов не были исключением. На них несколько лет назад было заведено дело. Директор брал взятки, а парторг помогал скрывать факты от контролирующих органов. Возникла мысль, что возможно, кто-то сводит с ними счеты, восстанавливая справедливость, ведь тогда им все сошло с рук.
В этой цепочке был еще товаровед Плавский, и следователи решили, что он может быть следующим пострадавшим. К нему решили наведаться, но на звонок долго никто не открывал. Когда дверь все же открылась, перед ними стояла женщина с косметической маской на лице. Ее странный вид немного ошарашил следователей, но разговор оказался коротким. Женщина раздраженно заявила, что папы нет дома, и захлопнула дверь. Те развернулись и пошли назад, но, спускаясь по лестнице, следователь Карповский вдруг вспомнил, что в документах прошлого дела Плавский значился холостяком. Мужчины снова побежали в его квартиру, а женщина поняла, что номер не сработал. Она бросилась бежать вверх по лестничной площадке.
В те времена, когда в высотках появился лифт, мало кто уже пользовался лестницей, зато она была облюбована местными подростками и хулиганами. Они распивали на лестнице алкоголь, курили, играли в карты, и жильцам, решившим по ней пройтись, можно было нарваться на неприятность.
В тот день, двое юношей только расселись на ступенях, как услышали топот. Мимо них пробежала женщина с маской на лице, а через несколько минут двое мужчин. Следователям не повезло: чердак был открытым, и женщина скрылась через другой подъезд. Вадим Егоршин, старший оперуполномоченный следственной группы, расспросил юношей, и те дали подробный портрет женщины. Вернувшись в квартиру, следователи обнаружили сумку, в которую наспех были набросаны драгоценности. Они решили, что это было ограбление, но возник вопрос: где же хозяин квартиры?
Фотопортрет женщины показали Крысюку и Кожухову, но их реакция удивила. По выражению лица было ясно, что они узнали девушку, но вместо того, чтобы назвать ее фамилию, попросили закрыть дело, сославшись на горящий план на работе и нехватку времени, уходящего на расследование. Тем не менее им пришлось раскрыть ее имя.
Продавщица – тайный мститель
Фотопортрет принадлежал Ольге Табаковой – женщине 30 лет. В ее досье значилось, что она была ранее судима, освободилась 6 месяцев назад, проживает в Долгопрудном Московской области. Сыщики уже не удивились, что она работала в том же магазине, что и клейменные. Была обвинена в коррупции и торговых махинациях, а свидетелями выступали уже известные лица – Крысюк, Кожухов и Плавский. Ситуация прояснялась, оставалось только понять мотив и ее место нахождение.
Сыщики проверили квартиру, в которой Табакова была прописана, но там жила ее мать, а девушка появлялась очень редко. Ничего не оставалось, как установить за этим местом слежку. В один день к подъезду подъехало такси, которое заинтересовало следователей, потому что водитель открыл заднюю дверь пассажиру. Из такси вышла женщина в строгом костюме и модном пальто и направилась к подъезду. Следователи узнали Ольгу по фотороботу, но были удивлены – она совсем не была похожа на преступницу. Затем последовала команда – задержать.
Девушка нажала кнопку лифта, но внутри увидела двух мужчин. Быстро осознав ситуацию, она выдернула из волос длинную шпильку и воткнула ее в грудь одному из мужчин, а сама бросилась вверх по лестнице. Вероятно, смогла бы снова повторить свой трюк с побегом через чердак, но на последней ступеньке отломился каблук. Этого было достаточно, чтобы ее схватить. На улице задержали двоих мужчин, а из багажника такси достали связанного мужчину. Им оказался потерявшийся Игорь Плавский. Все пазлы сложились в одну картину.
Ольга Табакова называла преступниками трех мужчин, обвиняя их в том, что они украли у нее лучшие годы жизни. Она была выпускницей Московского института народного хозяйства с красным дипломом, но ей пришлось устроиться обычной продавщицей в крупный универмаг. В магазине она приглянулась Кожухову, который не стал тратить время на ухаживания, а просто пригласил ее в кабинет и предложил раздеться. Когда девушка отказалась, он силой овладел ею. После этого она не выходила на работу несколько дней и решила отомстить, пожаловавшись парторгу на махинации в магазине. Но Ольга ошиблась с выбором – парторг Крысюк сотрудничал с насильником. Она наивно искала справедливости в круговой поруке, но сама оказалась на скамье подсудимых по сговору трех лиц. Ее обвинили в спекуляции и махинациях с товаром, за что она получила 7 лет тюрьмы. Отсидев 5 лет, все эти годы она жила одной мыслью – местью, придумывая, как искусно ее осуществить. Поэтому и придумала клеймо, которое будет с ними всю жизнь.
Подельниками были братья Желяевы, которых Ольга нашла в колонии. Им она предложила все драгоценности, которые будут в квартирах обидчиков. Себе ничего не забирала, только лично каждому из них ставила тавро. Но справедливость и в этот раз оказалась не на ее стороне. Красюк, Кожухов и Плавский снова не понесли наказания. Суд проходил во время Олимпиады, поэтому был закрытым – такое указание поступило сверху. Обвиняемые Табакова и братья Желяевы сразу признали вину. Ольга получила 12 лет колонии строгого режима, а подельники – по 10 лет.