Если кого-то спросить, кто же был самым богатым человеком в мире в начале XIX века, большинство, скорее всего, назвали бы имя какого-нибудь монарха, например, королевы Виктории. Также, возможно, вспомнили бы о ком-нибудь из знаменитых американских миллиардеров: Вандербильте, Рокфеллере, Моргане или Форде. Только все перечисленные люди разбогатели лишь к середине столетия.
При этом всё равно не смогли превзойти простого купца из Китая, который сумел накопить сумму, эквивалентную космическим на то время 8 миллиардам долларов.
Гильдия китайских купцов
Купеческая гильдия в Китае в начале 18 века состояла в основном из представителей крупных торговых кланов. С начала своего основания гильдия осуществляла почти 100% товарооборота страны, владея правами монополистов и на импорт, и на экспорт. Гильдия создала специальный режим регулирования, называемый Кантонской системой. С его помощью Китайская империя контролировала торговлю с Западом, ограничивая коммерческую деятельность портом Кантона и заставляя её развиваться через Кохонг. Все сделки осуществлялись под чутким наблюдением таможенного инспектора, который напрямую подчинялся власти наместника императора.
Купец Хокуа
Гильдии принадлежали все фабрики в районе Жемчужной реки, а также магазины, офисные помещения и склады. Их могли сдавать в аренду западным торговцам, а продавать категорически запрещалось. Конечно, Кохонг буквально озолотился. В числе купцов Кантона, которые разбогатели на этом, была семья Ву — выходцы из провинции Фуцзянь. Они занимались выращиванием чая. В середине 18 века глава клана заключил коммерческий союз с Британской Ост-Индской компанией, продавая им чай. К 1830 году товар семьи Ву составлял почти 20% от общего объема покупок компании, а обороты у них были немалые. Их чай продавался в США, Великобритании и по всей Европе.
Картина, изображающая Кантонские фабрики около 1850 года.
Чай не был единственным товаром компании Ву, они торговали хлопком, золотом, серебром, а также входили в число тех, кто развивал систему железных дорог в Америке. Всё это позволило главе клана Хокуа накопить колоссальное состояние и стать самым богатым человеком в мире. Поговаривали, что пожар, уничтоживший его офисы в 1822 году, расплавил скопившееся внутри серебро и превратил его в реку длиной почти три с половиной километра. Конечно, это явное преувеличение, но оно служит яркой иллюстрацией того уровня богатства, которого достиг Хокуа.
Портрет Хокуа, который хранится в Бостонском музее изящных искусств.
Теперь он одалживал деньги многим своим партнёрам, а это были самые богатые американцы и британцы. Он вкладывал деньги в развитие их бизнеса, желая в будущем получать прибыль с процентами. Все знаменитые миллионеры США были в должниках у Хокуа. Прибыли его компании росли. Теперь они увеличивались ещё и за счёт опиума, а также за счёт торговли живым товаром. Несмотря на все запреты правительства, введение смертной казни для торговцев людьми и одурманивающей травой, торговля процветала. Купцы подкупали чиновников, тратя на это огромные деньги. С ростом риска, на это стало уходить всё больше средств и многие торговцы обанкротились.
Китайская картина XIX века, изображающая императорского комиссара Линь Цзэсюя, приказывающего уничтожить партию запрещённой травы в 1839 году.
Торговые войны
Иностранные компании не желали терять столь прибыльный рынок закупки запрещённой травы и торговли рабами, шли на различные ухищрения. Контрабанда достигла таких размеров, что правительство Китая решило принять жёсткие меры. Великобритания не желала терять рынок и объявила Китаю войну. В 1842 году она закончилась победой англичан и подписанием унизительного Нанкинского договора.
Китайские джонки, уничтоженные британским флотом в заливе Ансон во время Первой опиумной войны, 1841 год. Картина Эдварда Дункана.
По этому договору Китай должен был выплатить огромные компенсации, отменить монополию Гонконга и уступить его суверенитет, отменить таможенные тарифы, открыть ещё полдюжины портов и предоставить торговые возможности также США и Франции. Часть компенсации выплатил Хокуа за счёт своих личных средств. Так он заслужил честь иметь право одеваться в манере династии Цин.
Подписание Нанкинского договора, работа Джона Платта.
Бесславный конец династии
Теперь экономика Китая фактически находилась в руках иностранцев. Новым хозяевам категорически не нравился Хокуа. Бывший партнёр стал неудобен, ведь не только мешал творить произвол на своей земле, но ещё и смел требовать возврата долгов! Его бизнес пытались уничтожить, также покушались на него самого. Хокуа решил переехать в США и уйти на покой. Но не успел. Он скончался в саду у своего дома, в возрасте 75 лет, оставив наследником своего пятого сына У Чуняо.
Портрет Хокуа кисти кантонского художника Тингкуа. Хранится в Метрополитен-музее.
Потомки ловкого торговца, сколотившего колоссальное состояние, сумели всего за 100 лет свести на нет все его труды и превратить его бизнес в простую чайную лавку. У Чуняо обанкротился в 1891 году. Некогда богатый и знатный клан стал кланом простолюдинов. Кроме того, У Чуняо финансировал подавление восстания тайпинов. В результате чего, даже спустя столетие, в Китае его считают врагом народа. Зато в Америке фамилия Ву воспринимается весьма положительно. Ведь благодаря кредитам Хокуа разбогатели такие бизнесмены, как Форбс и Расселы, Делано (предки президента Рузвельта) и ряд других известных фамилий.
Обсуждаем околополитические темы на моем канале «Гражданин на диване», а интересную и познавательную информацию читаем на канале «Таблетка для головы». Есть у меня еще канал с юморными ситуациями для настроения «Вот так бывает», подписывайтесь. Кстати, у кого есть доступ до ТикТока подключайтесь к моему политическому каналу — @masterpolit