Пикассо по праву стал одним из самых «дорогих» художников на современных арт-аукционах, так как именно он навсегда изменил искусство, став основоположником кубизма. Это течение захватило не только живописцев и скульпторов, но и архитекторов, музыкантов и даже писателей по всему миру. Не удивительно, что именно кубизм был «отправной точкой» для супрематизма Малевича. На фоне всех этих фактов зрителя ещё более шокируют ранние классические работы Пикассо, созданные в академических традициях.
«Карандаш» — первое слово малыша-Пикассо
Пабло Пикассо родился с кисточкой «в руках»: его отец и по совместительству первый учитель был художником-реалистом, писавшим дичь, а мать всегда поддерживала творческие стремления своего первенца.
В 1895 году Пикассо поступил в Барселонскую школу изящных искусств, где изучал классические техники живописи. Он обучался анатомии, композиции и цвету, что дало ему возможность овладеть основами академического искусства. Затем он продолжил обучение в Королевской академии Сан-Фернандо в Мадриде, где имел доступ к обширной коллекции классических произведений и учился у мастеров.
Пикассо был вынужден копировать старых мастеров, таких как Веласкес и Рембрандт, и это оставило отпечаток на его ранних работах. Хотя ему было тесно в оковах классической и традиционной живописи в коричневых палитрах и на привычные темы, академическое образование дало юному дарованию уверенность в использовании традиционных техник, но одновременно побудило искать новые пути самовыражения. Классическое обучение стало основой, на которой Пикассо построил свою уникальную художественную карьеру.
Как же выглядели первые работы мастера, кажущиеся нам привычными и понятными, и какие новаторские черты внес в них Пабло Пикассо?
1. «Первое причастие»
Пабло Пикассо. Первое причастие
Картина «Первое причастие» была написана студентом Пикассо в 1896 году. На ней изображена девочка, принимающая причастие, в окружении родителей и священника. Хотя сам художник не был глубоко верующим человеком, создание полотна на религиозную тему позволило ему более подробно изучить иконографии, веками развивающиеся в творчестве его предшественников. Кроме того, именно такие картины обычно пользовались популярностью на выставках, а молодому Пикассо ещё предстояло заявить о себе миру.
Композиция акцентирует внимание на строгих лицах взрослых, подчеркивающих значимость момента. Нежные светлые тона создают атмосферу торжественности. Взгляд девочки отражает наивность и осознание важности события. Пикассо удивительным образом работает с цветом, используя как привычный глазу «музейный» коричневый, так и смелое сочетание алого и зеленого, а также разных оттенков белого, наслоенных друг на друга.
2.«Знание и милосердие»
Пабло Пикассо. Знание и милосердие.
Одним из заметных ранних произведений Пабло Пикассо является полотно «Знание и милосердие», размером почти 2 на 2,5 метра. На картине изображена умирающая женщина, рядом с которой находятся врач, меряющий пульс, и монахиня с ребенком на руках. Композиция сосредоточена на этих персонажах, а вертикали двери и окна усиливают ощущение замкнутости.
Считается, что идею для картины предложил отец Пикассо, пораженный смертью своей дочери Кончиты и в то же время искавший сюжеты, популярные в обществе богачей, готовых заплатить за полотно. Сам же Пабло Пикассо, любивший свою сестру, дал клятву никогда больше не писать, если она поправится.
Врач символизирует медицинский прогресс, а монахиня — сострадание и заботу. Хотя персонажи находятся по разные стороны от кровати, вместе они представляют целостность медицинского подхода. Женщина же, лежащая в постели, страдает от серьезного заболевания, ее истощенное тело и печальное выражение контрастируют с румяными щеками ребенка.
3. «Автопортрет»
Пабло Пикассо. Автопортрет
Один из самых известных автопортретов в искусстве был создан Пабло Пикассо в 1896 году, когда молодому художнику было всего лишь 15 лет. Он изображает себя в строгом костюме и растрепанными волосами, половину его лица, повернутого в три четверти, закрывает тень. В глазах подростка, словно в портретах художников-романтиков, читаются глубокие внутренние переживания и стремление к самовыражению.
Портрет передает молодую, но уже наполненную творческими амбициями натуру художника, который вскоре станет одним из самых влиятельных мастеров XX века.
4. «Портрет сестры Лолы»
Пабло Пикассо. Портрет сестры
Образ женщины является одним из центральных для творчества Пабло Пикассо. Уже в ранний период он постоянно пишет свою сестру Лолу, создавая целую галерею её изображений. Художник создает погрудные и ростовые портреты девушки, пишет её в разнообразных декорациях и одеяниях, отражающих моду того времени.
Портрет 1899 года особенно привлекает внимания зрителя. В отчужденности героини, которая не замечает смотрящего на неё, читается глубокое чувство одиночества и даже отчаяния. Это ощущение подчеркивается холодной серо-фиолетовой тональностью. Кажется, что колористическое решение, найденное Пикассо, предвосхищает последующий затем голубой период в его творчестве.
5. «Аликанте, вид на корабли»
Пабло Пикассо. Аликанте, вид на корабли
«Аликанте, вид на корабли» — одна из импрессионистических работ Пабло Пикассо, написанная в 1895 году, когда ему было всего 14 лет.
На полотне изображен живописный морской пейзаж, где спокойные воды залива отражают мягкие оттенки неба. Корабли, представленные в различных ракурсах, создают ощущение движения и жизни. Пикассо использует мягкие и теплые цвета, что придаёт картине жизнерадостный и спокойный характер.
Работа демонстрирует не только технические навыки молодого художника, но и его способность наблюдать за природой и передавать атмосферу места. Использование света и тени придаёт глубину и объем, делая сцену более реалистичной и наполненной воздухом и свежестью.
6 и 7 . «Этюд к торсу» и «Правый профиль мужчины»
Пабло Пикассо. Правый профиль мужчины
Многие полагают, что Пабло Пикассо писал кубистические картины лишь потому, что не умел рисовать в классическом смысле. Это заблуждение. На самом деле, Пикассо был блестящим мастером реалистической живописи и владел всеми традиционными техниками. Стоит увидеть, например, его «Этюд к торсу» или «Правый профиль мужчины», графические наброски, созданные им в подростковом возрасте.
Написанные Пикассо торс и профиль идеальны по композиции, художник безошибочно моделируют объемы светотеневые нюансировками. Ему удается реалистично передать гладкость холодного мрамора и мягкость человеческой кожи. Ранние работы Пабло Пикассо, включая портреты и пейзажи, демонстрируют выдающееся мастерство в передаче формы, цвета и света.
Пабло Пикассо. Этюд к торсу
Кубизм, который Пикассо разработал вместе с Георгом Браком, стал не следствием нехватки навыков, а стремлением к новому художественному выражению. Он был новатором. Пикассо стремился не просто к изменению стиля, а к созданию нового языка, который мог бы более полно передать эмоциональное и интеллектуальное содержание его работ.
Художник искал способ передать сложность восприятия реальности, разрушая привычные представления о форме и пространстве. Кубизм позволил ему показать объекты с разных ракурсов одновременно, что привнесло динамику и глубину в искусство, которое теперь отражало современность и значительный скачок технического прогресса, совершенный человечеством в начале ХХ века.