Многосерийный фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра» быстро завоевал любовь телезрителей и даже стал для некоторых тем самым фильмом детства, который хочется пересматривать снова и снова даже много лет спустя. Конечно, образы главных героев после такого ошеломляющего успеха намертво закрепились за актерами, которым посчастливилось их исполнить. Однако не все знают, что отбор артистов продолжался не одну неделю и сопровождался мучительными терзаниями режиссера.
Как же создавалась знаменитая картина и почему этот процесс стал опасным для Михаила Боярского, исполнителя одной из главных ролей?
От постановки до экранизации
Роман Александра Дюмы давно стал так называемой «театральной классикой»: на протяжении долгих лет его регулярно ставят в различных уголках нашей страны и за рубежом. История фильма также началась с театра. За несколько лет до решения снять экранизацию романа режиссер Сандро Товстоногов совместно со сценаристом Марком Розовским ставили произведение «Д’Артаньян и три мушкетёра» на сцене ТЮЗа в Москве. Спектакль собирал полные залы на протяжении четырех лет, однако после был снят с репертуара по некоторым причинам.
Впрочем, история знаменитой картины с этого момента только началась. В тот же период времени авторы спектакля получили официальное разрешение на его экранизацию, фильм обещали показать на телевидении. Тогда сценарист переписал спектакль так, чтобы уместить все действия в три серии, а поэт Юрий Ряшенцев и композитор Максим Дунаевский написали для них несколько песен, которые позже стали настоящими хитами.
Режиссёром картины назначили Георгия Эмильевича Юнгвальда-Хилькевича, который уже имел опыт создания музыкального кино. Кроме того, он сам хотел взяться за экранизацию «Д’Артаньяна и трех мушкетёров»: как оказалось, кинодеятель являлся огромным поклонником Александра Дюмы. Вступив на должность, режиссер сразу же утвердил на роль Людовика XIII Олега Табакова. В качестве Анны Австрийской он увидел актрису Алису Фрейндлих.
Выбор между Абдуловым и Боярским
А вот исполнителей остальных персонажей найти оказалось трудно. Особенно проблематичными оказались пробы на роль Д’Артаньяна. Изначально на него хотели утвердить Александра Абдулова: актер неплохо подходил по типажу, да и с пробами справился на «ура». Кроме того, артист близко дружил с режиссером картины, Георгием Эмильевичем. Все, включая самого Абдулова, были уверены, что роль Д’Артаньяна достанется именно ему. Однако на горизонте неожиданно появился Михаил Боярский.
Артист на тот момент уже был популярным среди поклонников искусства: снялся в нескольких фильмах, не первый год играл в театре Ленсовета. В один из обычных дней он столкнулся на улице с Ильей Резником. Поэт сразу же поинтересовался у знакомого, играет ли он в «Д’Артаньяне и трех мушкетёрах» и сильно удивился, услышав отрицательный ответ. Резник вдруг заявил, что внешность Боярского идеально подходит под данную картину: длинные волосы, высокий рост и «физиономия, как из прошлого века», по его мнению, прекрасно отражали вид гасконца.
Позже поэт рассказал о своих мыслях Георгию Юнгвальду-Хилькевичу, который согласился рассмотреть актера на роль Рошфора. Боярский спорить не стал и заявил, что готов сыграть в фильме даже роль дворника. Однако, когда Михаил надел на себя костюм и вышел к работникам студии, все резко замолчали и поняли: он – настоящий Д’Артаньян.
Георгий Эмильевич также увидел в нем исполнителя данной роли, однако не готов был сразу же утвердить на нее Боярского. Режиссер к тому времени уже назначил на исполнение Д’Артаньяна Абдулова и никак не мог собраться с силами, чтобы сообщить хорошему другу о сменившихся планах. К его облегчению, Александр позвонил сам.
Немаленькую роль в этом сыграл и композитор фильма Максим Дунаевский. Узнав, что у Михаила Боярского есть опыт в музыкальных номерах, музыкант решил всеми силами добиться его утверждения на роль, и у него это действительно получилось. Актер ив правду не в первый раз брался за роли, где ему нужно было петь: до этого подобный опыт у него был в театре. Кроме того, у него, в отличие от Абдулова, было музыкальное образование.
Интересно, что не только с ролью Д’Артаньяна возникли трудности. Так, например, на роль Констанции изначально утвердили Евгению Симонову, однако из-за распоряжения «сверху» ее пришлось заменить на Ирину Алфёрову. Из-за этого от роли отказался Игорь Костолевский. Позже от работы отказалась и Елена Соловей, сославшись на беременность.
Съемки фильма и бурная жизнь за кадром
Актеров было решено поселить в гостинице «Колхозная», условия в которой идеально отражали ее название. Конечно, артисты остались недовольны такой экономией на себе, поэтому практически сразу устроили забастовку и даже нагрянули в номер режиссера с вещами. Тот, не имея другого выбора, выбил им места в отеле получше, чтобы не срывать съемки фильма.
Однако он и не подозревал, что артисты доставят ему еще немало проблем. Одной из них стал неожиданный вызов в местное отделение КГБ, где Юнгвальда-Хилькевича отчитали за поведение подчиненных. Оказалось, что актеры, устающие после рабочего дня, каждый день распивают в номерах алкоголь, а чтобы не было скучно – изображают вождей марксизма-ленинизма. Сотрудников КГБ, прослушивающих все происходящее в гостинице с помощью «жучков», это сильно заинтересовало. Впрочем, на первый раз труппу было решено простить после извинений режиссера.
Однако «попойки» на этом не прекратились. Дошло до того, что некоторые артисты постоянно были в состоянии алкогольного опьянения, так как просто не успевали протрезветь. Среди них оказался и Михаил Боярский, заработавший на съемках не только бесценный опыт, но и алкоголизм. Пагубная привычка лишила артиста жены и наградила панкреатитом, из-за чего его прямо со съемок забрали на карете скорой помощи в реанимацию. Пересмотреть свое отношение к алкоголю помогло лишь осознание, что увеселительные напитки почти забрали его жизнь.
Интересно, что, в отличие от некоторых других артистов, вечерние кутежи не мешали Боярскому выполнять все трюки в фильме самостоятельно. Больше всего работников съемочной площадки удивил прыжок Михаила с высоты пятого этажа в стог сена. Боярский прежде, чем прыгнуть, поинтересовался, сколько ему заплатят за данный трюк. Не дождавшись ответа, он сиганул вниз и, услышав, что дубль отснят, спросил про оплату еще раз. Как оказалось позже, одного прыжка артисту не хватило, поэтому он поднялся и прыгнул еще раз уже без камер, разозлив режиссера своей безрассудностью.
А однажды жизнь Боярского оказалась в опасности не из-за его поведения, а из-за случайной ошибки коллеги. В одной из сцен артисту нужно было драться на шпагах с Борисом Клюевым, который исполнял роль Рошфора. После первого дубля Михаил надолго куда-то исчез, и режиссер самостоятельно отправился на его поиски. Обнаружил актера он в туалете: Боярский, никому ничего не сказав, пытался остановить кровь. Как оказалось, Клюев случайно задел шпагой нёбо артиста, из-за чего позже его пришлось везти в больницу. Врачи заявили, что съемочный день мог закончиться трагедией.
Выход фильма
Монтаж картины был завершен уже через три месяца после окончания съемок, однако вышел фильм лишь спустя год. Задержка произошла из-за конфликта между режиссером, сценаристом Марком Розовским и поэтом-песенником Юрием Ряшенцевым. Как оказалось, Юнгвальд-Хилькевич довольно много поменял в третьей серии кино, не посоветовавшись с другими создателями картины. Кроме того, он не прописал в титрах всю работу сценариста и поэта.
Ряшенцев и Розовский решили подать на режиссера в суд и позже выиграли дело, однако изменений в фильме так и не добились. Кроме того, дело обернулось против них самих: после произошедшего сценарист и поэт около пяти лет не могли найти работу на телевидении. Впрочем, сам конфликт завершился еще в год выхода картины: недовольные сотрудники, увидев результат общей работы, забыли про свои обиды.
Фильм быстро обрел популярность, а зрители отметили, насколько органично смотрятся актеры в своих ролях. Спустя год начали снимать продолжение трехсерийного фильма — «Мушкетеры двадцать лет спустя». Многие продолжают время от времени возвращаться к культовым фильмам, восторгаясь проделанной работой.