Винсент Ван Гог прославился благодаря множеству шедевров, но особенно популярна его картина «Звёздная ночь». Это произведение и его фрагменты можно увидеть на сумках, кружках, футболках, репродукции картины украшают стены офисов и кафе по всему миру. Узнаваемые ярко-желтые светила на фоне синего неба стали визитной карточкой художника. А недавнее научное исследование показало, что эта картина написала ещё и по сложным научным законам.
Но откуда душевнобольной гений-живописец мог их знать?
Что увидело воспалённое сознание
Из биографии Ван Гога известно, что картина «Звёздная ночь» (изначально она имела ряд других названий, но именно это в итоге за ней закрепилось) была написана художником в тяжелый период. С мая 1889 года по май 1890-го Ван Гог находился в клинике для психиатрических больных в Сен-Реми-де-Прованс. Незадолго до этой госпитализации случился знаменитый конфликт живописца с Гогеном в Арле, за которым последовала загадочная история с отрезанной частью уха (якобы Ван Гог сам отсёк себе часть плоти).
Оказавшись весной в психиатрической клинике, художник продолжил писать картины. Там, например, были созданы его знаменитые «Ирисы» и «Автопортрет». «Звёздная ночь» была написана им не просто во время лечения, а ещё и накануне очередного острого психического расстройства.
«Звёздная ночь» отражает обостренное восприятие Ван Гогом того, что он видел. На ней – пейзаж, который пациент каждый день наблюдал из восточного окна. Это пшеничное поле, линия альпийских предгорий, бескрайнее небо. На картине также изображена деревенька, хотя в реальности в этом месте её не было. По одной версии, он изобразил селение, находившееся неподалеку, а по другой, это фантазия на основе деревни из его детства, о которой художник ностальгировал.
Кипарисы на картине тоже не реалистичны, их считают неким символом, однако, скорее всего, они не несут никакого подтекста и смысловой нагрузки: Ван Гог ранее признавался, что это дерево само по себе ему нравится и что он давно раздумывает о том, как вписать кипарис в одну из своих будущих картин. На других полотнах художника кипарисы также присутствуют и они всегда привлекают внимание искусствоведов.
«Звёздная ночь» – единственное изображение ночного неба, увиденного Ван Гогом из своей больничной комнаты. Остальные его пейзажи, написанные в клинике, были посвящены светлому времени суток. И этим картина еще более ценна.
О предпосылках к созданию картины кое-что известно. Зимой 1888-го, то есть до своей госпитализации, он писал брату Тео, что ему «нужна звёздная ночь с кипарисами – возможно, над полем зрелой пшеницы». О своей идее нарисовать звездное небо он писал и другу, художнику Бернару.
Как-то в начале лета 1889 года, то есть незадолго до работы над этим шедевром, Ван Гог также писал Тео, что перед восходом долго смотрел на местность из больничного окна и наблюдал за звездой, которая выглядела очень большой. Именно это светило можно увидеть на картине. Правда, впоследствии исследователи определили, что это, не звезда, а планета Венера – в тот период, когда художник рисовал «Звёздную ночь», она как раз находилось в этой части неба и в Провансе была отлично видна.
Искусствовед Элберт Боайм считал, что, помимо Венеры, Ван Гог также изобразил на своей картине созвездие Овна.
Интересно, что Луна представлена живописцем не в той фазе, в которой находилась в тот момент, но автор картины решил прибегнуть к стилизации. Искусствоведы считают, что сначала он хотел нарисовать выпуклую Луну, но потом посчитал, что в таком виде она не будет соответствовать общей стилистике его картины, и переделал ее в полумесяц с ореолом-свечением.
Завихрения же в небе, так эффектно изображенные Ван Гогом, искусствоведы всегда считали нереалистичными, но демонстрирующими представления Ван Гога о космосе. И именно о них идет речь в новом исследовании этого шедевра, результаты которого потрясли научное сообщество и были опубликованы в научном журнале Physics Of Fluids («Физика жидкостей»).
Неожиданные выводы
Ученые решили выяснить, почему Ван Гог изобразил ночное небо именно таким образом и нет ли в этом определенного смысла с точки зрения науки. Китайские исследователи из Сямэньского университета, а также их французские коллеги внимательно изучили шедевр и пришли к ошеломляющим выводами. Они обнаружили в картине «скрытую турбулентность».
Установить это помогло изучение мазков, которые наносил Ван Гог на полотно. Для этого, конечно, не стали брать оригинал, а взяли цифровую копию очень высокого качества. Сравнив размеры и направление мазков с масштабом изображенных на картине объектов (в частности, 14 вихрей), исследователи с удивлением обнаружили, что атмосферные явления у Ван Гога соответствуют закону Колмогорова, названному так в честь советского физика и математика.
Этот закон ученый открыл в 1940 годах. Суть его в том, что между скоростью потока, изменяемому со временем, и скоростью потери энергии из-за трения существует математическая связь. И это сопряжено с явлением турбулентности – хаотичного движения, которое можно наблюдать в воде, облаках и в воздухе.
При таких процессах, как объясняет проводивший исследования китаец Юнсян Хуанг, энергия передаётся от крупных вихрей к более мелким. Все «узоры»-завихрения в небе или на воде – неслучайны и их можно предсказать с помощью законов физики.
Размер и интенсивность вихрей на холсте Ван Гога, а также расстояние между ними, оказывается, совпадают с теорией турбулентности Колмогорова.
Помимо закона Колмогорова, мазки на картине Ван Гога также соответствуют шкале (масштабированию) Батчелора, которая используется в гидродинамике и молекулярной динамике и также касается природы вихрей и турбулентности. Она дополняет и подкрепляет выводы Колмогорова и её также применяют современные исследователи турбулентности.
При этом Батчелор сделал свое открытие еще позже, чем Колмогоров – в 1950-х. Ванг Гог же, напомним, умер в конце позапрошлого века, в связи с чем у любого, кто ознакомился с результатами вышеупомянутого научного исследования его картины, возникает вопрос: «Как?».
Как художник мог знать такие сложные законы?
Кстати, спираль в центре картины «Звёздная ночь» астроном из Гарварда Чарльз Уитни считает очень похожей на зарисовку галактики Водоворот, которую сделал европейский астроном Уильям Парсон в 1845 году, то есть за восемь лет до рождения Ван Гога. И это ещё одна загадка.
Авторы исследования работы Ван Гога считают, что ничего в области физики, гидродинамики или метеорологии находившийся в психиатрической клинике художник, конечно же, не знал. А действовал он интуитивно.
Ван Гог много часов проводил в наблюдениях за природой – в частности, за облаками в атмосфере и за звездным небом. Он изучил природные явления в деталях – до мелочей. Так что на холсте живописец запечатлел не научные теории и не математическую модель турбулентности, а лишь свои наблюдения, которые оказались невероятно точны.