Наушники, которые часто можно увидеть у исполнителей во время концертов, играют важнейшую роль в обеспечении качественного звучания и комфортной работы на сцене. Несмотря на то, что на первый взгляд это может показаться лишь элементом шоу, на самом деле их использование имеет множество причин и нюансов. Что им в них сообщают, как они слышат музыку и общаются с залом?
Зачем артистам наушники в ушах во время концертов?
Называются они ин-ир (или IEM — In-Ear Monitors). Это специальные устройства, которые вставляются в уши и позволяют музыкантам слышать свой голос и инструменты сценического микширования. В отличие от обычных наушников, ин-ир наушники сделаны так, чтобы минимизировать внешние звуковые помехи и обеспечить высокое качество звука.
Обеспечение качественной звукопередачи ключевой аспект организации успешных выступлений, в закрытом зале или на открытом пространстве. Для достижения этой цели и используются специальные мониторные акустические системы. Их основное предназначение — обеспечение равномерной амплитудно-частотной характеристики, что позволяет воспроизводить звуковой сигнал с максимальной точностью.
Зачем они нужны артистам? Одной из главных функций ин-ир наушников является возможность для артиста слышать собственное исполнение и другие инструменты в реальном времени. Это в свою очередь нужно для поддержания точного темпа и интонировки, особенно в условиях большого концертного зала, где звук может задерживаться и создает эффект эха.
Ин-ир наушники помогают уменьшить общий уровень звука, который слышит артист. Это защитит слух музыканта от возможных повреждений, ведь звуковое давление на сцене может достигать угрожающих уровней. Возможно, ничто не сравнится с атмосферой концертных площадок, где все наполнено шумом – от восторженных кликов зрителей до рева оборудования. Сабвуферы гудят, гитарные усилители рокочут, а барабанные установки звучат настолько громко, что порой трудно разобрать собственный голос. Наушники могут стать настоящим спасением, благодаря своей отличной звукоизоляции от внешних шумов.
Кроме того, использование ин-ир наушников освобождает сцену от громоздкого оборудования. Это делает пространство более чистым и безопасным, что также позитивно сказывается на взаимодействии, так как музыканты могут свободно перемещаться по сцене. Также снижается риск физического повреждения аппаратуры, что может отвлекать музыкантов и нарушать выступление.
Каждому артисту часто требуется свой звуковой микс, основанный на его предпочтениях и нуждах. С помощью ин-ир наушников музыканты могут настраивать баланс между своим голосом и инструментами так, как им удобно, что существенно улучшает качество выступления.
Обычно у каждого артиста или музыканта есть свой уникальный мониторный канал, который настраивается в соответствии с их пожеланиями. Например, вокалист может попросить звукорежиссера усилить звук его голоса и уменьшить звучание инструментов, чтобы лучше контролировать свое выступление. Этот персональный звуковой микс не оказывает влияния на звук, который слышит аудитория в зале.
Многие артисты используют наушники для связи с другими участниками группы или звукорежиссером. Это позволяет быстро обмениваться информацией, давать указания или получать важные сообщения во время выступления. Ин-ир наушники значительно изменили способ взаимодействия музыкантов на сцене, принося множество преимуществ как для отдельных исполнителей, так и для всей группы.
Они позволяют музыкантам четко слышать себя и своих коллег, что особенно важно в условиях громкого сценического звука, где другие варианты мониторинга могут не обеспечивать необходимую четкость. Это позволяет избежать ситуации, когда музыканты теряются в звуковом потоке и не могут согласовать свои действия.
Малейшие нюансы звука также не остаются без внимания, что позволяет избавиться от подсознательного желания петь или играть громче, чтобы быть лучше слышимыми на фоне общей громкости. В наушники артисту могут подаваться специальные сигналы, необходимые именно ему – метроном, подсказки по структуре композиций, обратная связь от менеджера.
Конструкция мониторов направлена на исключение искусственного усиления низких, высоких или каких-либо других частот, что могло бы исказить естественное звучание. Кроме того, они спроектированы таким образом, чтобы минимизировать резонансные явления, вызванные взаимодействием динамиков и корпуса. На концертных выступлениях мониторы ориентируются от сцены в направлении зрительного зала, обеспечивая идеальную слышимость для публики.
Концертные площадки, как и любая акустическая система, имеют свою направленность звука — наилучший звук можно услышать только находясь прямо перед динамиками. Если стоять сбоку или сзади, то звук будет значительно менее четким, особенно в области высоких частот. То же самое происходит и на концертах — исполнители обычно располагаются за акустической системой, что означает, что они слышат совсем другой звук, нежели зрители в зале, им приходится слушать неразборчивый гул.
Еще одним важным фактором является акустическая задержка. Если концерт проходит в закрытом помещении, то звук отражается от противоположной стены и возвращается на сцену с некоторой временной задержкой. Например, если барабанщик ударяет в малый барабан, он слышит два удара — один непосредственно от барабана и второй, который вернулся от стены. В больших залах задержка может достигать нескольких секунд, что делает выступление с таким эхом достаточно сложным.
Ушные мониторы стали пользоваться популярностью в конце 90-х годов. Однажды барабанщик из группы Van Halen оказался не в восторге от того, что он слышал на сцене — громкость была настолько высокой, что это делало его работу крайне неудобной. Именно в это время звукорежиссер этой группы Джерри Харви, по образованию инженер, придумал своеобразные ушные мониторы с двумя динамиками, имеющие корпус, полностью повторяющий контуры ушей каждого музыканта.
В 2009 году он открыл производство под названием JH Audio. Так началась эра арматурных внутриканальных ушных мониторов, которая продолжается и по сей день. Их линейка продуктов отличается широким диапазоном количества драйверов — от 3 до 16 в одном наушнике.
Однако, в истории внутриканальных наушников можно выделить важную веху — 1964 год, когда компания Beyerdynamic представила модель DT-507. Именно тогда музыкант Стивен Эмброуз экспериментировал с берушами для плавания, встраивая в них миниатюрные динамики.
В 1976 году Стивен представил свою первую профессиональную модель наушников, разработанную в сотрудничестве с Джоном Нэди — одним из первооткрывателей беспроводных технологий. А одним из первых артистов, с которыми сотрудничал Стивен, был легендарный Стиви Уандер.
Вместе с ним была разработана и запатентована уникальная система снижения излишнего давления в корпусе наушника, которая активно применяется в различных современных динамических внутриканальных наушниках, а также в профессиональных мониторах, и её использование продолжает развиваться до сегодняшнего дня.
Существуют как стандартные, так и профессиональные модели IEM- наушников. Профессиональные варианты изготавливаются по индивидуальным слепкам ушей артистов и отличаются высокой стоимостью. В то же время, для решения задач мониторинга можно использовать и обычные внутриканальные наушники, которые обойдутся значительно дешевле.
Они подключаются к специальному устройству, обычно закрепляемому на поясе исполнителя. Это устройство принимает и микширует звуковые сигналы с музыкальных инструментов и микрофона, передавая их непосредственно в наушники артиста. Так исполнитель может контролировать собственное звучание, а также слышать музыкальное сопровождение в реальном времени.
Многие артисты довольно долго привыкают к такому формату, поскольку ранее они выступали на громких сценах и им не хватает ощущения драйва и отдачи от зала. Для решения этой проблемы используются комбинированные решения, когда артист выступает в наушниках, но на сцене также установлены напольные мониторы. Это позволяет музыканту чувствовать звук телом во время выступления, а также служит резервным каналом мониторинга, если артист захочет снять наушники и пообщаться с публикой.