Принято считать, что до революции в России разводов не существовало в принципе. Причем зачастую это преподносится как образец института брака и отношения к нему. Во многом это имеет под собой разумное обоснование – развестись могли в основном мужчины, да и тем нужны были веские обоснования для того чтобы расторгнуть брак. Однако, учитывая, что гендерные права тогда были далеки от справедливости, брак мог стать невыносимым именно для женщины.
Так были ли возможности у женщин из разных сословий уйти от опостылевшего мужа по закону и как это делалось?
После того как в стране распространилось христианство, браки стали заключать в церквях, которая никоем образом не одобряла разводы. Для того чтобы максимально уменьшить число желающих разойтись тех, кто так и не смог вести совместный быт, было принято покрывать позором. Хотя причины, по которым брак могла расторгнуть даже церковь, все же были. К примеру, в 12-13 веках действовал кодекс норм «распуста» или как мы привыкли говорить развода. В нем были прописаны причины, которые могли стать основанием расторжения брака.
Муж мог развестись с женой если были свидетели, которые были готовы подтвердить факт ее прелюбодеяния. Впрочем, достаточно было даже и того, если женщины бы общалась вне дома с людьми без разрешения мужа. Это тоже считалось покушением на честь женщины и было достаточным основанием для развода. Муж мог развестись если жена покушалась на его жизнь, пыталась организовать его смерть или ограбление.
Кстати, в этом документе нет и слова о том, что бесплодие жены являлось основанием для развода. Женщина могла потребовать развода, если муж ложно обвинял ее в измене и тому имеются свидетели. Причем в таком случае муж должен был еще и выплатить ей приличную сумму. Вероятно, эта норма была введена в противовес мужскому праву развестись в случае женской измены, для того чтобы не допустить массовых безосновательных разводов по ложным изменам. Она могла развестись, если он покушался на ее жизнь, скрыл свое холопство, если пропал без вести и если не мог исполнять свои супружеские обязанности.
Реакция церкви на развод
Впрочем, прописанный кодекс еще вовсе не означал, что эти правила работали в жизни. И, несмотря на то, что нормы работавшие на Руси, были разработаны на основе византийского права, причин для развода оставляли куда меньше, чем прототип документа. В нем, например, жена могла уйти от мужа в случае его измены, либо тяжелой болезни, но на Руси такое не практиковалось.
Однако, были и хитрости, которые позволяли обойти церковные нормы, которые она, сама же зачастую и нарушала. К примеру, если один из супругов решил уйти в монахи, то их нужно было бы развести. Однако церковь была уверена, что постриг в монахи – это глубокое и взвешенное решение, а не способ сбежать из брака. Потому в определенный период было запрещено брать в монахи людей, состоящих в браке. А потом и вовсе те, чьи мужья или жены ушли в монастырь, запретили вступать в брак повторно.
Другой способ уйти от мужа был весьма своеобразным. Нужно было просто самовольно начать жить с другим мужчиной, в таком случае «новый муж» выплачивал бывшему супругу штраф, а саму прелюбодейку отправляли в монастырь, там она должна была раскаяться, а потом могла вернуться обратно. Правда степень ее раскаивания определяла настоятельница монастыря исходя из собственных субъективных взглядов.
Впрочем, если и муж, и жена больше не хотели жить вместе, то они просто переставали это делать и церковь никак не могла на это повлиять.
Прогрессивные взгляды на женские права
Несмотря на то, что по нынешним меркам это звучит скорее иронично, нежели правдиво, но в России, даже в дореволюционную пору, в отличие от многих европейских стран, которые принято считать прогрессивными, у женщин было больше прав и свобод. К примеру, в той же Англии, женщина хоть и имела право обладать имуществом, но распоряжаться им мог только ее отец или муж. Поэтому даже если бы она решила уйти от законного супруга, то все ее добро осталось бы у бывшего супруга.
Среди крестьян все было прозаично, за любую попытку сделать что-то, что не по душе мужу, жену просто поколачивали. Это было настолько обыденно, что на это даже никто не обращал внимания. Перепасть могло и любовнику (в случае, если речь об измене), но отношение к нему было более лояльным, главной виновницей была женщина. Ее могли выгнать из дома, но чаще всего до этого не доходило, поскольку на женщине держалось все хозяйство. К тому же условия жизни, когда в одной избе проживало сразу несколько поколений, нередко приводило к тому что любовником оказывался кто-то из родственников мужа. Пожалуй, термин «снохачество» знаком многим.
Были еще и так называемые солдатки, чьих мужей забрали в армию надолго, либо те, кто уехал в город на заработки. Даже рождение внебрачного ребенка в таком случае могло не стать причиной для развода.
Сложнее было тем, кто принадлежал к более богатым сословиям. В их случае браки имели под собой расчет с обеих сторон, поэтому родственники были весьма заинтересованы в сохранении брачных уз. Никаких чувств между такими молодоженами чаще всего не было, а всеми финансовыми вопросами так и продолжали заведовать папеньки. Дочери в таких семьях росли весьма закрыто, выходить в свет принято не было. Зато их мужья, в последствии становясь полноправным обладателем родительского капитала ни в чем себе не отказывали.
Со стороны жен, терпящих гулявших мужей, тоже была своя заинтересованность. Во-первых, финансовая сторона вопроса. Мало кто был готов отказаться от сытой жизни, к тому же и к супругу то особо никаких чувств не имелось. Во-вторых, со стороны общественности такой развод привлек бы много ненужного внимания и насмешек.
С браками в аристократической среде было еще сложнее. Они зачастую тоже заключались исходя из выгоды обеих сторон. Поэтом глава семейства вполне мог завести интрижку на стороне и даже особо этого не скрывать. Нередко любовницей могла быть гувернантка или кто-то из прислуг. Что фактически означало, что законная жена жила в одном доме с любовницей. Нередко представители богатых семей заводили официальных содержанок. Если это была какая-то артистка, то это считалось даже престижным.
В отличии от женщин из других сословий, аристократки тоже вполне могли позволить себе вольности. Но, в отличии от своих мужей, делали это более скрытно – общественность этого не одобряла, никто не хотел воспитывать чужого отпрыска в своей семье. Взаимные измены нередко приводили к тому, что супруги просто разъезжались, не оформляя развод официально, но каждый мог вести себя как свободный человек. При этом для общественности было принято придумать какую-то удобную причину раздельного проживания супругов, для сохранения «лица».
Среди знати действовали свои правила относительно разводов. Например, женщина могла требовать аннулировать брак, если мужа признали душевнобольным, либо если выяснилось, что он ее близкий родственник, либо был женат уже трижды. Женщина могла аннулировать брак из-за осуждения мужа, если же она последовала за ним на каторгу (как жены декабристов), то развестись по этой причине в последующем уже не могла.
Пункт про неисполнение супружеского долга действовал и среди знати. Но фактически развестись из-за этого было крайне сложно. Пункт был дополнен сроками, в которые супруг не исполнял свои супружеские обязанности. Жене нужно было доказать, что он был не способен к этому еще до брака, либо же на протяжении трех лет. Фактически же способов доказать это было ничтожно мало. Либо же жена должна была оставаться невинной, либо супруг иметь явную патологию.
Что касается измен, то для того чтобы ее зафиксировать нужны были свидетели. Если кто-то из супругов застал другого за адюльтером сам, то этого было недостаточно. Конечно, тогда муж мог вызвать любовника на дуэль. Но все мы помним из школьного курса истории, что иногда любовник может оказаться более метким. Кстати, признательные показания самого изменника в расчет не брались.
Суд же решал с кем из родителей оставить детей в случае развода. Если муж смог доказать факт измены жены, то вполне могли оставить детей и ему. Что касается алиментов, то их могли назначить как угодно, в том числе и на содержание бывшей жены, даже если дети не остались с ней. На денежное содержание могла подать и жена, в случае, если они не развелись, но проживают отдельно.