Кардинальные преобразования Москвы, разработанные по инициативе Иосифа Сталина, стоявшего у руля молодого социалистического государства (фактические годы правления 1924–1953 гг.), затронули и площадь Красных Ворот, где в то время о героической истории Российского государства напоминала монументальная арка, возведенная в честь победы русской армии в Полтавской битве.
Именно на этом месте планировалось строительство одной из «7 сталинских сестер» – экспериментальной высотки, которая должна была стать не только домом-метро, но и в период строительства повторить знаменитый наклон Пизанской башни.
1. С чего все начиналось
История строительства одной из самых удивительных высоток Москвы советского периода, из пресловутой «Семерки сестер», началась в послевоенное время. Само же событие неразрывно связано с грандиозным планом Сталина подарить городу невиданные в тот период небоскребы в честь 800-летия Москвы. Авторы Novate.ru хотели бы напомнить, что о масштабном строительстве торжественно объявили и даже заложили первые камни в фундамент в один день – 7 сентября 1947 г. К этому времени не были даже готовы проекты 8 высотных зданий (одно так и не было построено), которые входили в тот самый Генеральный план реконструкции столицы (1935 г.), предусматривающий строительство Дворца Советов и нескольких высотных зданий, превышающих 100 метровую отметку.
Проектирование и расчеты велись в процессе исследования грунтов, которые на всех строительных участках были малопригодны для реализации настолько грандиозных структур. Московская почва стала главной проблемой для возведения масштабных архитектурных объектов, требующих создания основательных и мощных фундаментов, поскольку на большей территории столицы преобладают супеси, суглинки, пески, отлично пропускающие воду, которой также было в избытке. Одной из основных сложностей этого проекта стало наличие плавунов, особенно там, где планировалось строительство небоскреба на месте Красных ворот, дома, где родился Михаил Лермонтов и церкви Трех Святителей.
Примечательно: Демонтировали памятную арку, возведенную по приказу Петра Великого в честь победы русских войск в Полтавской битве, произошедшей в 1709 году (отсюда название «Красные Ворота»), как и снесли церковь с особняком, намного раньше, в 1920-1930-х гг. Это произошло в период, когда расширялись площади и проспекты в центре столицы, а также велась активная борьба с религией. Чтобы как-то компенсировать утрату памятных мест, в 1941 году площадь Красные ворота назвали Лермонтовской площадью.
2. Особенности проектирования
Поскольку в день торжественной закладки фундамента не было даже приблизительного проекта высотки, а руководство страны решило еще подвести к ней станцию метро, архитектору Алексею Душкину пришлось в сжатые сроки разрабатывать экспериментальный объект. Первый его проект не прошел приемку специально созданной комиссией, он был отправлен на доработку. По ее предписанию к процессу подключили молодого амбициозного архитектора Б. Мезенцева и талантливого конструктора В. Абрамова. Совместная разработка и стала основой для строительства величественного небоскреба в районе Красных Ворот, параллельно с которым работали и метростроители.
Это был не первый проект совместного использования здания, но ранее производились все подготовительные работы и основательно укреплялся без того мощный фундамент. В этом же случае все делалось одновременно, что еще больше усложняло задачу, поскольку почвы были более чем нестабильными, а вибрация от движения подземных составов были нешуточными. И это не считая отсутствие опытных проектировщиков, инженеров и слабую техническую базу.
3. Сложности строительства
Природа как могла противилась такому масштабному вмешательству, ее капризы проявились, как только начали рыть котлован. Он заполнялся водой с молниеносной скоростью, что заставляло не только останавливать процесс строительства, небольшой горстке специалистов пришлось проводить эксперименты уже на месте, чтобы дать возможность не только произвести безопасную для рабочих выемку грунта, но и успеть установить инновационный коробчатый фундамент дополнительные сваи, призванные удержать 138-метровое здание в вертикальном положении.
К решению проблемы подключились и лучшие умы исследовательских институтов различных отраслей, так или иначе связанных со строительством, что позволило приостановить процесс затопления. Для начала заморозили на длительный срок грунт вокруг котлована на нужную глубину, а затем сделали поправку в проекте, предусматривающую небольшой угол наклона самого здания. Нет, это был не кивок в сторону Пизанской башни только на московский лад, а необходимость. Специалисты таким образом пытались предотвратить крен, который мог появиться после размораживания грунта. Вспучивание почвы сместило бы центр тяжести и здание если бы сразу не обрушилось, то проседание могло бы вызвать разрывы в фундаменте, а затем и в несущей оболочке.
Интересный факт: Чтобы заморозить почву и предотвратить постоянные затопления, по всему периметру котлована (за его пределами), пробурили скважины (230!) глубиной 27 метров, опустили в них трубы, которые заполнили раствором хлорида кальция и воды, снижающего температуру замерзания. Специальные станции обеспечили бесперебойное охлаждение своеобразных емкостей, поддерживая постоянную температуру на отметке -20 градусов (это происходило круглосуточно и весь 1950 г.).
4. Структура небоскреба
Административная часть занимает 24 этажа и ярко выделяется на фоне масштабного архитектурного сооружения.
Лаконичное величие интерьера вестибюля высотки на Красных Воротах.
Конструктивно небоскреб высотой 138 метров (включая шпиль) состоит из нескольких сегментов. Центральная часть (самая высокая) предусматривает 24 этажа и предназначена она была для размещения административных структур (головной офис Минтрансстроя). В ней же находится наземный вестибюль московского метро – станция «Красные Ворота». Два других крыла являются жилыми корпусами с переменной высотой в 11 и 15 этажей.
11 и 15-этажные сегменты стали многоквартирными домами.
Два жилых крыла образуют внутренний дворик.
Как и подобает размаху сталинского ампира, фасады небоскреба призваны подчеркнуть амбиции руководства и преимущества социалистического общества. Экстерьер гигантского архитектурного шедевра может похвастаться дорогими отделочными материалами (известняк, красный гранит). А вот интерьеры лишены помпезности и агитационных арт-объектов, включающих красочные панно, которыми изобилуют вестибюли других высоток-сестер. Здесь нет ни мрамора, ни роскошных люстр, дизайнеры, как ни странно для той эпохи, отказались от излишеств в пользу практичности.
Входная группа во внутренний двор и парадные громко заявляют об особенном статусе жильцов.
А вот квартиры для партийной номенклатуры и сотрудников министерств как раз наоборот имели фантастические по тем временам удобства. Счастливчики, поселившиеся в жилище будущего, становились обладателями просторных комнат, полностью оборудованных кухонь с невиданными для основной массы советских граждан. В их расположение поступали не просто благоустроенные квартиры с отоплением, горячей и холодной водой, отдельной ванной и туалетом. Здесь были просто фантастические кухни. Встроенный мебельный гарнитур, холодильник (и это начало 1950-х в СССР!), мойка с функцией дробления крупных отходов, молниеносный доступ к мусоропроводу, продвинутая система вентиляции с функцией общего кондиционирования, очистки от пыли и увлажнения.
Стоит отметить, что уникальный во всех отношениях небоскреб до сих пор украшает площадь Красных Ворот. Теперь в центральной его части находятся офисы корпорации Трансстрой, Московской валютной биржи, банки, ресторан «Лермонтов», все также действует станция метро «Красные ворота», куда можно попасть через наземный вестибюль, встроенный в здание. Сохранился и жилой фонд.