Цвет разметки на дорогах – это не только средство обеспечения безопасности движения, но и часть культуры и традиций каждой страны. В США желтые полосы разметки также ассоциируются с традиционными цветами школьных автобусов, что создает ассоциацию с осторожностью и внимательностью на дороге. В России белая разметка напоминает о зимних условиях и важности аккуратного вождения в сложных погодных условиях.
Но, почему в различных странах цвета для привлечения внимания используются разные?
Различия в цвете разметки на дорогах между США и Россией можно объяснить историческими и культурными особенностями каждой страны. В США желтая разметка появилась в начале двадцатого века, когда первые автомобили стали появляться на дорогах. Желтый цвет был выбран как наиболее видимый и контрастный на фоне асфальта. Кроме того, желтая разметка позволяет водителям лучше ориентироваться на дороге, особенно при плохой видимости или ночью. В Калифорнии пример можно встретить даже ярко-синюю заметку (для парковочных мест инвалидов). А уже в Великобритании существуют красные полосы, тогда как в Нидерландах иногда применяют зелёную.
В России же белая разметка была введена только в 1930-х годах. Этот цвет был выбран как наиболее подходящий для работы в условиях российского климата – белая разметка лучше видна на сером или почти чёрном дорожном полотне, а вот что касается снега. В период СССР дороги всегда регулярно чистились и под снегом никакая разметка не скрывалась. Кроме того, белая разметка ассоциируется с порядком, что важно для соблюдения правил дорожного движения.
И всё-таки в России иногда используются разметки других цветов. Как правило это белый, желтый и оранжевый (иногда красный). Белый цвет используется для нанесения линий, определяющих границы проезжей части и пешеходных переходов. Желтая разметка часто предупреждает о запрете стоянки или обозначает временные изменения в организации дорожного движения. Оранжевый (или красный) цвет применяется для обозначения участков дороги, на которых ведутся ремонтные работы, и часто называется временной разметкой.
В Соединенных Штатах для дорожной разметки преимущественно применяется жёлтый цвет, но также встречается и белая разметка. Жёлтая разметка, проложенная по центру проезжей части и вдоль обочин, способствует лучшей видимости дорожных линий для водителей в различных метеорологических условиях.
Белая разметка используется для разделения потоков транспорта, движущегося в одном направлении. Правила перестроения здесь схожи с российскими, если линия прерывистая, то перестроение разрешено, а если линия сплошная, то перестроение запрещено. На автомагистралях иногда встречаются двойные линии, которые могут иметь различное значение.
Нормы, регулирующие дорожную разметку, в стране установлены на строгом уровне. На автодорогах двойные желтые линии, проведенные вдоль центральной оси, служат сигналом о запрете обгона. Это правило допускает лишь одно исключение — осуществление левого поворота. Кроме того, присутствие двойных сплошных желтых полос строго ограничивает возможность пересекать проезжую часть. В то же время, наличие сплошных белых линий накладывает запрет на пересечение таковых, исключая случаи, когда это необходимо для предотвращения ДТП. Пересекать двойные сплошные белые линии на дорогах страны также строго запрещено.
Ключевое отличие заключается в том, что жёлтый цвет лучше всего различим для людей с ограниченными возможностями зрения. Вот почему в Соединённых Штатах предпочтение отдаётся именно жёлтой дорожной разметке. Многие замечали жёлтые маркеры, установленные на входах в магазины. Они предназначены для облегчения ориентации людей с нарушениями зрения. Эти маркеры выбираются жёлтого цвета, а не белого или красного, именно из-за их высокой заметности.
Сегодня в России уже во всё рисуют жёлто-белые пешеходные переходы именно с этой целью, а перед ними бывают и специальные жёлтые ребристые полотна, чтобы обозначать начало и конец пешеходного перехода.
В конце 2017 года обсуждалась инициатива российского правительства о переходе к использованию жёлтой дорожной разметки повсеместно. Однако, предложение не нашло широкой поддержки из-за значительных финансовых затрат и необходимости корректировки действующих правил дорожного движения.
Дополнительно стоит упомянуть, что в России применяется до трёх слоёв дорожной краски для нанесения разметки, в то время как в США стандарт составляет от трёх до пяти слоёв, что обеспечивает её высокую видимость и продолжительность службы.
Дорожная разметка в Соединенных Штатах обладает рядом важных характеристик, которые обеспечивают ее высокую функциональность. Независимо от погоды, будь то сильный дождь или снегопад, маркировка на шоссе и улицах малых городов остается четко различимой. Все эти слои придают ей яркость и долговечность, сохраняющуюся на протяжении многих месяцев интенсивного использования.
В России особенности дорожной разметки заметно отличаются от тех, к которым привыкли в других странах. Преимущественно используемая белая краска на дорожном полотне быстро теряет свою видимость, смешиваясь с цветом самого асфальта и подвергаясь интенсивному износу. Особенно это заметно на магистралях, где постоянный поток тяжеловесного транспорта приводит к тому, что разметка становится едва заметной уже спустя небольшое время после нанесения. И её приходится постоянно обновлять.
У нас же желтая разметка носит иной характер. Желтые линии на дорожном покрытии выполняют функции предупреждения и запрета, аналогичные тем, что ранее были присущи белым линиям. Отличие состоит в том, что желтый цвет более заметен, что, как считается, способствует повышению общей безопасности на дорогах. В частности, желтая разметка легче обнаруживается в условиях неблагоприятной погоды и, что особенно важно, в условиях плохой видимости.
Разнообразные типы желтой дорожной разметки служат для регулирования правил движения. Каждый тип имеет свои особенности: например, двойная сплошная желтая линия отделяет встречные потоки транспорта и ее пересечение строго воспрещено. Одиночная желтая линия, применяемая вдоль обочин и пешеходных зон, указывает на зоны повышенной опасности и служит визуальным подтверждением запрета на остановку. Пересекать такую линию также не разрешается.
Желтая пунктирная линия на дороге может служить аналогом дорожного знака «стоянка запрещена», но при этом в определенных местах допускается кратковременная остановка до пяти минут для посадки или высадки пассажиров, а также для погрузочно-разгрузочных работ. Кроме того, такая прерывистая линия может функционировать как разделитель полос в пределах одного направления движения и сигнализировать водителям о приближении к участку с непрерывной линией разметки.
Желтая дорожная разметка, выполненная в форме зигзагов или под углом, указывает на зоны, предназначенные для остановок общественного транспорта, включая автобусы, такси и маршрутки. Для всех прочих транспортных средств остановка в данных местах является недопустимой. Иногда также желтую линию применяют для обозначения стоп-линии на перекрёстках.
Существует ещё несколько отличий в дорожной инфраструктуре между США и Россией. В России дороги обычно шире и имеют более простое строение с четко размеченными полосами движения, обычно 3,75 метра. В США ширина полосы три с половиной метра или двенадцать футов. Такая же ситуация обстоит и в Европе, там ширина полосы может быть 3-3,25 метра.