В начале 70-х годов появились панки, которых не заметить было невозможно. Но британские и советские сильно отличались друг от друга, хотя внешний вид был необычным у всех. Они предпочитали несовместимую по стилю одежду, лысые головы или дыбом стоящие волосы. Разноцветная прическа, вызывающий наряд и шокирующее общество поведение – общие черты всех панков. Но если советские взяли только это, то западные несли в своей субкультуре идеологию.
Они боролись и отстаивали свободу личности, а в СССР в это время пели бредовые песни, не имеющие никакого смысла.
Панки в СССР и Европе как два разных стиля
Во все времена в обществе существовали условные нормы, а выбившийся из них сразу приписывался к неформалам. Но этот свод правил мог тяготить личностей, которые желали проявить себя. Панк оказался именно той культурной революцией, которая дала свободу в самовыражении. Но не только это беспокоило панков. В Америке, Великобритании панки появились уже в начале 70-х годов, а в СССР это произойдет примерно через 15 лет. Молодежь о них узнает из газет, в которых журналисты обличали неприемлемый образ. Хотели вызвать чувство брезгливости к западной культуре, но советская молодежь переняла новое направление.
Многие люди воспринимают панков как тех, кто поддерживает нацизм и фашизм, но это оказалось далеко не так. Потому что это не принимается панк-субкультурой. Яркий пример – антифашистские лозунги группы Green Day или резкий ответ певца Кена Кейси человеку, который решил его поприветствовать нацистским жестом. Сьюзи Сью из группы Siouxsie and the Banshees выступала с повязкой на руке, на которой была свастика. Но это не означало, что она за фашизм, а таким образом хотела подчеркнуть диктаторский режим в стране. Но это было за границей, а в СССР такого позволять нельзя даже с идеологической точки зрения. Когда моду на одежду с нацистскими элементами захотел перенять советский панк Уксус (певец из группы «Уксус Бэнд»), то его запрятали в психушку, и ему пришлось регулярно проходить лечение.
Дошедшая до СССР культура панков заключалась скорее в позировании. Они не имели цели вести политическую деятельность, придумывая тексты песен, больше похожие на бред – пели про клопов, которые ночью выползают и кусают, и о другой бессмыслице. Но даже их присутствие вносило бунтарский дух. Внешнего вида было достаточно, чтобы нарушить строгие моральные устои советского общества.
Музыка и панки
Музыка панков СССР – это примитивное звучание на нескольких аккордах, небрежный и визжащий звук, переходящий в тон, который трудно воспринимать. На надрыве электрогитары и голоса певцы скорее не пели, а выкрикивали слова. На Западе музыкой выражали протест. В Советском Союзе взгляды поменяются только с середины 80-х годов. Тогда появятся тексты с политическим уклоном: про коммунистов, про комсомол и Ленина.
Егор Летов, панк.
В СССР особо отличался сибирский панк – Егор Летов, «Гражданская оборона», «Коммунизм», исполняющие панк-рок. Им был присущ текстоцентризм, пренебрегали основами панк-рока, предпочитая юродство как во внешнем виде, так и в выступлениях. Но это постепенно изменится, затем придет философская направленность текстов, появятся черты русского фольклора.
Одежда и личности панков: провокационные наряды
Советский панк в понимании обычного человека занимался ничегонеделаньем, и как любили говорить в народе, «валять дурака». Люди восприняли культуру панков как показушное поведение, противоречащее моральным устоям страны.
Панков можно было заметить издалека – неряшливый вид, хотя гардероб ими подбирался. Одежда панков состояла чаще из кожаных или черных вещей, грубой обуви – это могли быть даже солдатские ботинки, в качестве аксессуаров – булавки, гайки, цепи, куриные ножки, шипы и многое другое, что могло бы ошеломить людей. Каждый изощрялся как мог. И это было на руку советским панкам, которые искали свои наряды на блошиных рынках. Именно там можно было приобрести грубые и широкие пальто, пиджаки, ботинки. Для нарядов подходило все – дырявые чулки, балетные пачки, рваные юбки и джинсы, заклепки. Девушки вообще могли одеть пиджак, из которого виднелись только ноги, без подола юбки или платья. То же самое касалось и парней – на голое тело одевали пиджак и галстук.
Ирокез — основная прическа панков.
Прическа у панков – это то, чем они сильно удивляли прохожих. Одни выбривали виски или вообще ходили практически лысыми, а другие волосы поднимали на всю высоту – ирокезы. Чтобы такая прическа держалась, их смачивали пивом. И еще один момент в образе панка, когда волосы делали разноцветными. Эпатажный вид был создан, оставалось только шокировать публику, и у них это получалось.
В Великобритании и Америке существовала субкультура хардкор-панков, у которых преобладал «рабочий» стиль в одежде. Это спортивная одежда, косуха, мотоциклетные сапоги, патронажи, короткая стрижка, возможно, дреды.
Дурачество как основное поведение советских панков
В СССР панки предпочитали быть на подъеме настроения, поэтому не гнушались алкоголя, чтобы чувствовать себя развязнее. Пили и гуляли на квартирниках, тусовались на скамейках в общественных местах, создавали свои сцены для выражения творчества. Но те, кто был попроще, обязательно должен был устроить перформанс. Например, группой заваливали в электричку в приличной одежде, но все экстравагантное скрывалось под шляпой и плащами. В ходе поездки одним махом срывали с себя шляпы и появлялись знаменитые ирокезы. Им было весело видеть ужас в глазах обычных людей, которые не могли принять их образ за нормальный.
Показать себя нужно было так, чтобы это шокировало других. Делали снимки на снегу «замерзающего» панка, падали в лужу, имитировали смертельные судороги, переворачивали урны, в непристойном виде фотографировались возле памятников вождю пролетариата, играли консервными банками в футбол и еще многое другое, что могло бы нарушать спокойствие культурных людей.
Поведение панков СССР против привычного мужского начала
Мужчины во все времена считались силой, и это часто проявлялось в их поведении и мускулистости. Но время панка было полной противоположностью обычному пониманию образа пацана. Они все переводили в глумление и издевательство. На грубое оскорбление соглашались, что таковыми и являются, а когда им прямо угрожали, то говорили, что очень сильно боятся и пойдут дальше. В обычной обстановке обычный пацан со двора постоял бы за свою честь, но не панк, которому было весело провоцировать других.
Панки не стеснялись в выражениях. Но если все же доходило до драки, то им помогали тяжелые ботинки и хранившиеся в авоське молотки, цепи на одежде и другое железо, которого было достаточно в нарядах.
Панки отвергали существующие нормы, и это проявлялось в их виде. Они старались открыть то, что обычные люди скрывали, и наоборот. Поверх одежды одевали нижнее белье или вообще ходили в нем. Тело было их инструментом, чтобы показать, что они не принимают давление и социальные нормы. Женская и мужская одежда потеряла узкую направленность. Каждый одевался как хотел, и это был способ самовыражения. Это могло проявляться и в традиционном для них нюханье клея, пары которого приводили в задурманенное состояние.
Представители панков в разных странах
Панки на Западе – это были скорее выходцы из низших слоев населения, но в СССР часто мелькали дети знаменитых людей. Так, узнаваемым панком, лидером группы «Автоматические удовлетворители» был сын балерины Лилии и танцовщика Валерия Андрей Панов, известный под кличкой Свин.
В Мексике панк-культура была сначала достоянием высшего класса, который узнал о нем после посещения Англии, но потом это дошло и до низов. Они организовывались в чавос-банды с оригинальными прозвищами. В Южной Африке панки – это участники политического противостояния. Субкультура панка известна и в других странах, но в каждой она выражается по-своему, имеет предпочтения в музыке или нарядах, в большинстве несет идею непокорства тоталитарному режиму.
В субкультуре панков очень много подгрупп. Они предпочитают разную музыку – от анархистского панк-рока, постпанка, до глем-рока, гаражного рока и других жанров. То же касается одежды и поведения. Кто-то пытался свой стиль раскрыть в анархизме, отчуждении, а другие поднимали духовные и социальные темы.