Многие знают краткую биографию знаменитой Жанны д’Арк, которая гласит, что простая деревенская девушка в один из тяжелых моментов Столетней войны возглавила важнейшую битву за Орлеан и изгнала из страны англичан. После победы девушку предали, признали еретичкой и сожгли на костре. Но все чаще в работах современных историков появляются версии биографии французской героини, кардинально отличающиеся от известных ранее. И это неудивительно, ведь где простолюдинка смогла выучить дворцовый этикет и овладеть рыцарским оружием, откуда она знала короля в лицо и так далее.
Какие же тайны хранит биография Жанны?
Не было фамилии «д’Арк»
Фамилию «д’Арк» Жанне присвоили примерно в XIX столетии, так как во французских именах XV столетия апострофы не использовались, что влекло за собой бесконечные путаницы. Вообще «д’Арк» означает «из Арка», правда сама Жанна появилась на свет во французской деревне Домреми. А вот родом из Арка был ее отец. Историки полагают, что, возможно, его фамилия и правда была Дарк или что-то в этом роде, так как в различных источниках она упоминается минимум в 9 разных вариациях написания.
Как видно, в те времена летописцы не особо щепетильно относились к орфографии, так что точно узнать фамилию не получится. Исходя из записей допросов англичан, Жанна утверждала, что вообще не знает своей фамилии. В дошедших до наших дней документах того времени девушка подписывалась просто «Jehanne» и рядом ставила крестик. А в разговоре она называла себя «Jehanne la Pucelle», что с французского переводится как «девственница Жанна».
Была не из бедной семьи
Уже много лет Жанну д’Арк описывают как бедную крестьянку, к которой явились архангел Михаил и святая Екатерина Александрийская, повелевшие ей возглавить войско и изгнать из страны англичан. Тогда девушка отправилась во дворец к наследнику престола с просьбой выдать ей войско. Король поверил Жанне, слышавшей голос Божий, и она оправдала его доверие, защитив Францию. Однако в действительности Жанна была далеко не из бедной семьи.
Ее отец был старшиной деревни и фискальным прокурором, взимавшим налоговые сборы и штрафы. Мужчина обладал большим поместьем и 20 акрами земли, в которые входили не только сельхозугодья, но и лес. Согласно некоторым источникам, семейный доход был значительным — около 200 франков в год. Историки считают, что нищей Жанну сделали для красочности истории, так как бедная девчонка-военачальница звучит более захватывающе, нежели рассказ о представительнице среднего класса.
Слышала голоса
Еще в 13 лет Жанна впервые услышала голоса святых, которые говорили, что только ей удастся защитить страну от английских захватчиков в войне, длившейся уже более 80 лет. В 16 лет девушка отправилась к местному капитану с просьбой выделить ей отряд рыцарей. Поначалу мужчина отказал девушке, усомнившись в ее намерениях. Но когда она 17-летняя Жанна вернулась вновь, капитан помог ей добраться до самого дофина Карла VII.
Современные врачи считают, что голоса святых, которые слышала Жанна, были вызваны шизофренией или идиопатической парциальной эпилепсией со слуховым расстройством.
Наследник престола поверил Жанне, решив, что непорочная девушка, с которой говорят апостолы, станет прекрасным символом для французского войска. И если в Средневековье слышать голос Бога считалось нормой, то вот современные врачи считают, что девушка страдала либо шизофренией, либо идиопатической парциальной эпилепсией со слуховым расстройством.
Не сражалась в бою
На многих картинах Жанна изображена скачущей во главе французского войска. В некоторых источниках ее даже описывают как военную начальницу, разрабатывающую планы атак. Однако в действительности Жанна ни разу не сражалась на поле боя, а всего лишь была символом, который был призван сплотить французских солдат. Она стала неким напоминанием, что с ними Бог. К слову, в этом девушка сама призналась на допросе.
А все разговоры некоторых рыцарей, что они якобы лично знали Жанну, и что ей не было равных в ведении войны и разработке стратегии, — это все преувеличения и воодушевляющие придуманные истории для поднятия духа армии. Бойцы более охотно шли под знаменем Орлеанской девы, которая слышит святых, нежели под командованием дворян.
На многих картинах Жанну изображали скачущей во главе французского войска, но на самом деле девушка не сражалась на поле боя.
Впрочем, хоть Жанна и не участвовала в боях, все же она применяла оружие, правда не совсем по назначению. Она владела двумя мечами, один из которых был настоящей реликвией. Его Жанна получила в часовне святой Екатерины Фьербуа. Данное оружие не использовалось ею в бою, но помогало поддерживать моральные качества людей. К примеру, как-то раз она заметила, что ее воины привели в лагерь парочку девушек легкого поведения. Тогда Жанна взяла свой меч и избила им девушек, причем настолько сильно, что старинный клинок не выдержал и сломался.
«Я любила своё знамя в 40 раз больше, чем свой меч. И когда я пошла против своего врага, я несла только знамя, чтобы никого не убить. Я никогда не убивала человека», — говорила на допросе англичан Жанна д’Арк.
Данный факт невероятно огорчил Карла VII, который сказал национальной героине, что нельзя так обращаться со священными реликвиями. Тем более, что для битья людей есть обычные палки и другие приспособления. После поломки реликвии Жанне выдали меч, который если что не так жалко будет сломать. Эти предостережения были не беспочвенны, так как девушка была крайне вспыльчива. Она давала пощечины и кричала на воинов за сквернословие, азартные игры, пропуск мессы и прочие деяния, недостойные высоких стандартов французских защитников.
Сожжение Орлеанской девы
Несмотря на то, что Жанна пробыла во главе французской армии сравнительно недолго – немногим более года, ее влияние на ход боевых действий было значительным. Ее лидерство и вдохновляющее присутствие на поле боя подняли боевой дух солдат, помогая им одерживать победы над значительно превосходящими силами противника. После освобождения города Компьена от бургундской осады Жанна была захвачена в плен. Ее захватчики, англичане, столкнулись с дилеммой: казнить ее как военнопленную нельзя, но и оставить в живых политическую фигуру, символизирующую сопротивление французов, было не вариантом.
В итоге они приняли решение передать Жанну инквизиции. Судебный процесс, инициированный епископом Пьером Кошоном, был откровенно несправедливым. Вместо того чтобы провести тщательное расследование, епископ поспешно составил обвинение, основанное на ложных и предвзятых свидетельствах. Считается, что девушку сожгли за колдовство, однако дело было не в этом.
Изначально Жанне было предъявлено 70 обвинений, в том числе и в колдовстве. Однако в ходе судебного разбирательства, длившегося несколько месяцев, список обвинений был сокращен до 12. Обвинение в колдовстве было отклонено за отсутствием доказательств. Вместо этого Жанну обвинили в ереси. Ее голоса говорили на французском языке, что, по мнению инквизиции, считалось недопустимым, поскольку святые якобы должны были говорить исключительно на латыни или английском.
Помимо этого, девушке вменялось нарушение божественного закона, поскольку она носила мужскую одежду и коротко стригла волосы. Одной из причин, по которой Жанна уподобилась мужчинам, было удобство во время верховой езды. Кроме того, как полагают историки, такая одежда позволяла ей избежать приставаний со стороны французских солдат, которые изголодались по вниманию противоположного пола в условиях длительных походов.
Еще одним серьезным обвинением было нарушение Жанной пятой заповеди – почитания родителей. Девушка ушла из отчего дома без согласия отца и матери, что считалось в то время тяжким преступлением. Также добавили, что дева хотела сбежать из-под стражи и пыталась выскочить из окна башни, в которой её судили. Данные поползновения сочли неудавшейся попыткой самоубийства, что является страшным грехом.
Так как Жанна была бы не согласна со многими пунктами обвинения, ей озвучили их не все. Обвиненной зачитали бумагу, согласно которой, если она раскается во всех совершенных ею грехах и извинится перед Церковью, то ее помилуют. Жанна согласилась подписать данный документ, но его незаметно подменили на бумагу с признанием девушки во всех 12 обвинениях. И, конечно же, девушка, не знающая английский язык, подписала бумагу.
После этого 19-летнюю Жанну приговорили к сожжению и 30 мая 1431 года привели в исполнение это судебное решение. Смерть Жанны на костре стала мученической, а ее имя навеки вошло в анналы истории как символ патриотизма, мужества и несгибаемой воли. Сегодня она почитается как национальная героиня Франции и святая Римско-католической церкви.
Была знакома с Синей Бородой
Любопытно, что одним из единомышленников Жанны в ее знаменитом походе против англичан был маршал Жиль де Монморанси‐Лаваль, барон де Ре. Он не только охранял Орлеанскую деву, но и командовал ее полком. После взятия Жанны в плен преданный ей барон заточился в своем замке и занялся алхимией. По легенде, он якобы принес в жертву Сатане 150 — 800 детей и убил нескольких своих жен. Вскоре барона обвинили в колдовстве, убийствах и, как и Жанну, сожгли.
Маршала Жиля де Монморанси‐Лаваль, барона де Ре, тоже сожгли на костре, и со временем его история трансформировалась в знаменитую сказку о Синей Бороде Шарля Перро.
Данная история обрастала новыми подробностями и со временем превратилась в знаменитую на весь мир сказку о Синей Бороде. Впрочем, сейчас историки считают, что де Ре был не виноват, так как никаких останков детей в замке не было обнаружено, да и женат он был всего лишь раз. Вероятнее всего, мужчину казнили из‐за денег, которые он задолжал церкви.