Милые зверушки с маленькими пушистыми хвостиками, длинными ушами и забавно подёргивающимся носиком — как можно бояться настолько невинного и симпатичного существа? Тем не менее древние представления о кроличьей породе описывают это существо как нечто хитрое, потустороннее и немного жуткое. Оказывается, эти умилительные пушистики вызывают древний страх, который знаком различным цивилизациям по всему миру, от древних египтян до кельтских народов.
Для многих это нормально, а может быть, даже разумно бояться кроликов…
Какая разница между кроликами и зайцами
Многие люди считают, что кролики и зайцы — это одно и то же. Но наука различает этих животных, хотя они и являются представителями одного семейства. Учёные говорят, что зайцы, во-первых, гораздо крупнее и приходят в этот мир с открытыми глазами и покрытые мехом. Эти животные рождаются готовыми к бою, в отличие от более мягких, милых и уязвимых кроликов. Зайцы никогда не были приручены.
И кролики, и зайцы принадлежат к семейству Leporidae, но зайцы считаются более загадочными и независимыми.
Потусторонние существа
Эта независимость и отчуждённость окружила животное определённым мистицизмом в древнеирландских верованиях, наделив некими сверхъестественными способностями и связью с потусторонним миром. В Ирландии есть древнее предание под названием «Кража молока». Оно описывает фермера, который заметил зайца, сосущего молоко у его коров. Фермер стреляет зайцу в ногу и гонится за хромающим существом, следуя за ним в нору. Под землёй фермер находит раненую женщину с истекающей кровью ногой. На этом история заканчивается зловещим осознанием того, что это существо на самом деле никакой не заяц, а ведьма.
Это одна из многочисленных подобных вариаций фольклора о ведьмах и зайцах, которая имеет несколько вариантов по всей Северной Европе. История с превращением зайца в человека связана с самым волшебным временем — с мистическим днём 1 мая. Это важный день кельтского года, который знаменует начало сбора урожая, но также приглашает потусторонних существ. Белтейн (кельтский праздник начала лета) наступает ровно через полгода после Хэллоуина, окончания сбора урожая. Эти два дня символизируют то, насколько тонка завеса между этим миром и миром потусторонним, стирая границы между реальностью и сверхъестественным.
Хотя заяц и не вызывал особого страха среди староирландских земледельцев, его уважали как умное и загадочное животное, на которого не охотились и не употребляли в пищу. В Ирландии существовал также ритуал захоронения зайцев в человеческих могилах. Эти милые пушистые существа, связанные с плодородием и обновлением, играли важную роль в древних погребальных обрядах.
В Древнем Египте
С сотнями различных видов Leporidae (семейство зайцевых), обитающих на всех континентах, кроме Антарктиды и Океании, заяц также присутствует в древнеегипетских повествованиях, где он ещё больше связан с подземным миром.
Заяц в Карнакском храме в Луксоре, Египет.
Древние египтяне уделяли большое внимание загробной жизни, веря в важность таких ритуалов, как мумификация и подношения, для обеспечения жизни после смерти, о чём свидетельствуют тщательно продуманные надгробия и священные места захоронения. После смерти подданные должны были вынести приговор Осирису, Повелителю мёртвых. Осирис либо благословлял подданных на переход в загробную жизнь, либо обрекал их на истребление.
На древних изображениях можно увидеть богов с заячьими головами в группе других божеств в сцене «Суд над мёртвыми», существует также литература, изображающая Осириса с головой зайца. Согласно Плутарху, египтяне почитали зайца из-за его быстроты и остроты чувств, но форму животного также принимали некоторые божества подземного мира. Милый пушистик и смерть, казалось, шли рука об руку.
В древнеегипетских верованиях божества подземного мира иногда принимали форму зайца.
Язычники, греки и древние римляне, считали зайцев символом плодородия, даже связывая их с Афродитой, что привело к созданию популярного сегодня символа Пасхи (не имеющего к этому празднику никакого отношения) — фигуры пасхального кролика. Языческая ассоциация зайца с рождением естественным образом связывает его со смертью, поэтому этот символ перенесли в христианство, начав использовать как символ воскресения.
Лепорифобия
Таким образом, становится понятным, что столь загадочное существо, таинственным образом связанное с потусторонним миром, может вызывать в людях страх. Боязнь кроликов даже получила соответствующее название — лепорифобия.
Кролик и сегодня популярный персонаж и элемент массовой культуры. Немало способствует этому литература и кинематограф. Например, культовое произведение Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», где присутствует такой герой как «безумный мартовский заяц». Он как нельзя красочней символизирует бешеное поведение зайцев весной. Также фильм ужасов «Ночь Лепуса» 1972 года, который стал классикой. В этом кино люди пытаются уничтожить растущую популяцию диких кроликов с помощью гормональной сыворотки. Эксперимент выходит из-под контроля и превращает животных из надоедливых вредителей в огромных плотоядных монстров, которые поедают людей.
Научная фантастика 2001 года «Донни Дарко» имеет в себе такой жуткий персонаж по имени Фрэнк, который метафорически изображён как человек и кролик в одном лице. Он носит костюм страшного кролика и является воображаемым другом Донни, который сообщает ему от грядущем апокалипсисе.
По мнению учёных, в кроликах есть нечто, что продолжает озадачивать и очаровывать. Есть в этих животных нечто непостижимое, может потому их и наделяют некими потусторонними качествами. Западный мир сегодня сильно оторван от природы. Возможно, оглянуться назад во времени и рассмотреть то, как наши предки интерпретировали мироустройство, поможет немного лучше понять как устроена Земля?