Издревле жест «коза» был магическим знаком, который призван защищать от злых духов. Популярность этому забытому жесту принесли во второй половине XX века рокеры и металлисты. Главным популяризатором был легендарный фронтмен культовых групп Rainbow и Black Sabbath, Ронни Джеймс Дио. Он всегда его показывал во время концертов. Подобный жест показывал в своё время и Джон Леннон.
Так что же на самом деле означает этот культовый жест, у которого слава «знака сатаны» и почему он присутствует на древних христианских иконах?
Почему этот жест считают «знаком сатаны»?
«Я знаю, что ничего не знаю», — сказал когда-то очень давно древнегреческий философ Сократ. «Тот, кто думает, что он что-то знает, на самом деле ещё не знает так, как ему следовало бы знать», — сказал апостол Павел в своём 1-м послании коринфянам. И это заставляет задуматься о том, почему современные люди при наличии стольких источников информации, продолжают утопать в невежестве. Вполне умные и уважаемые в обществе люди часто деляют заявления, которые не подкреплены доказательной базой или основаны на непроверенных источниках. Что же говорить об обычных гражданах?
Таким образом большинство людей считают столь любимый металистами и рокерами жест «коза» не просто неприличным, но даже называют его «знаком сатаны». Возможно, это связано с тем, что первым, кто стряхнул пыль с этого полузабытого знака — это был Ронни Джемс Дио. Этот вокалист совершенно незаслуженно у многих ассоциируется с какими-то тёмными силами, магией и прочей чертовщиной. Абсолютно зря! Как говорят все без исключения родные, друзья и коллеги (даже те, кто не особо жалует Дио) — это был очень светлый человек маленького роста, зато с огромным добрым сердцем. При этом он был убеждённым христианином, исповедующим католичество. Несколько неожиданно, правда?
Также было и с лидер-гитаристом легендарной группы Kiss Джином Симмонсом. Он мало того, что стал тоже постоянно использовать данный жест, но был настолько нескромен, что хотел его даже запатентовать. В отличие от того же Дио, излишней скромностью Симмонс не страдал никогда.
Пуританское общество шокировали музыканты Kiss: их лица были разрисованы, сами они были облачены в яркие эпатажные костюмы. Выглядело это, по мнению многих граждан, не просто неприлично, но вызывающе. Этим общество 1970-х годов не особо отличалось от мракобесов тёмного Средневековья. Люди привыкли мыслить шаблонами, а то, что выходит за рамки шаблона, нужно заклеймить «дьявольщиной». При этом «сатанинская» группа писала незатейливые песни о любви, наполненные драйвовыми риффами композиции о супер-героях и даже сложные фэнтези-концепции. Ничего общего с сатаной музыканты никогда не имели. Их помпезные шоу вошли в историю, как самые зрелищные рок-концерты.
Интересно, что научила Ронни этому жесту его бабушка-итальянка. Дело в том, что в Италии этот знак сродни русскому «тьфу-тьфу-тьфу» через левое плечо — защита от сглаза и злых тёмных сил. Многие народы используют похожий жест и означает он везде примерно то же.
Что же на самом деле означает жест «коза» и откуда он взялся на древних иконах
Интересно, что история этого жеста уходит своими корнями вглубь веков и встречается в иконографии всех авраамических религий. На древних христианских иконах этим жестом благословляют апостолы и сам Иисус Христос. Как же так? «Знак сатаны» проник в христианство?
Папа Франциск и филиппинский кардинал Луис Антонио Тагле показывают «козу», что на языке жестов значит «Я тебя люблю».
На самом деле в знаке нет ничего плохого, а уж тем более дьявольского. В христианство он пришёл из античной культуры. Связан он с древнеримскими ораторскими традициями. Ораторы сопровождали свои речи различными жестами и каждый из них что-то означал. Одни означали начало речи, другие – акцентировали внимание на наиболее важных словах. Об использовании специальных ораторских жестов мы находим упоминание даже в Новом Завете Библии: «Тогда Павел, простёрши руку, стал говорить в свою защиту:…» (Деяния 26:1).
Апостол Павел. Фрагмент новгородской иконы XIII века.
Что же касается «козы», согласно книге «Наставления оратору» древнеримского ритора Квинтилиана, знак, при котором два средних пальца подгибаются под большой, а указательный и мизинец протягиваются вперёд, называется «настоятельным жестом». Он означал, что слушатели должны обратить при этом на слова оратора особое внимание, призывая их сконцентрироваться.
По этой причине в традиции раннехристианской иконографии все святые и даже сам Иисус Христос изображались с этим жестом, призывая людей сосредоточиться на проповеди Евангелия.
Христос Священник. Мозаика из Софии Киевской. XI век.
В христианство перекочевали многие элементы античной культуры, в том числе и культура жестов. И тот самый жест, который так пугает многих людей сегодня, символизирует на самом деле прямую речь проповедника.
Христос Милостивый. Византийская мозаичная икона. 1-я пол. XII века.
Не нужно искать сатану там, где его нет и никогда не было. Таким образом мы становимся как те книжники и фарисеи, которых порицал Иисус в Евангелии от Матфея 23:24, словами: «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» Тем временем главное остаётся без внимания…