Военные фильмы с участием подводных лодок не обходятся без зрелищных и эпичных кадров и противостояния с другими подводными лодками или кораблями. Режиссёры снимают по-настоящему зрелищные кадры с потрясающей динамикой и волнующим драматизмом.
Вот только для этого они совершенно игнорируют современную реальность, в которой подобные сражения попросту невозможны.
Удрать от торпеды в кино и реальности
На военном судне замечают пуск торпед на подводной лодке, после чего начинается глобальная подготовка к удару, уклонению, бегству, эвакуации и прочим вроде как стандартным в таких случаях действиям. Дальнейшее развитие зависит исключительно от замысла режиссёра и сценаристов. На самом деле, это самые лучшие и зрелищные сцены за весь фильм: экипаж судна пытается уйти от самонаводящейся торпеды и удрать с поля боя или же ударить в ответ. Любопытно, что по закону жанра, всё делается в последний момент, а торпеда проходит буквально в нескольких метрах от корпуса. Зритель не должен задумываться, насколько всё это реалистично, а режиссёр, в свою очередь, далеко отходит от действительности, чтобы достичь своей главной цели.
В настоящих боевых действиях такого драматизма не найдёшь, а виной всему – современные вооружения. Сейчас торпеда – это не просто бомба с мотором, это высокотехнологичная машина, оснащённая по последнему слову техники. Спрятаться от неё очень трудно, уйти ещё труднее, а заметить до того, как станет слишком поздно, практически невозможно.
Торпеда против корабля
Главный вопрос для военного судна – смогут ли на борту заметить вовремя торпеду и предпринять соответствующие шаги для защиты от неё. Для этой цели используются так называемые приманки, ложные цели, который могут отвлечь от корабля при помощи акустических сигналов. Тогда торпеда потеряет свою цель и поразит ложную, а в это время военное судно уйдёт с линии огня.
Вот только этот сценарий может сработать лишь с относительно старыми, простыми и несовершенными боеприпасами, с современными же они абсолютно бесполезны. Во-первых, новые торпеды доверху напичканы электронными системами и к тому же имеют управляемый модуль для подключения оператора, поэтому с большой долей вероятности они всё-таки находят свою цель. Во-вторых, скорость боеприпаса намного превышает скорость любого судна. В-третьих же, торпеды с большим радиусом действия в состоянии долго преследовать корабль и могут атаковать его снова в случае промаха.
Разработчики оружия прекрасно понимают, что торпеда сможет поразить свою цели лишь в том случае, если её не обнаружат слишком рано, а сделать это могут по звуку. Она движется при помощи электромотора или двигателя внутреннего сгорания, да и работающий гребной винт тоже производит немало шума. Именно поэтому в конструировании боеприпасов используют технологии с подводных лодок. Таким образом получается настолько уменьшить громкость звука, что его не могут засечь гидроакустические приборы боевого корабля, а сама торпеда остаётся невидимой и плывёт в поисках кильватерной струи судна или звука от него.
Торпеда обладает собственным электронным интеллектуальным модулем. Перед самым залпом оператор обозначает для неё так называемый рабочий объём, ограниченный координатами прямоугольник, в котором торпеда и будет искать цель. Она отправляется к заданному месту, не выдавая своего присутствия, а как только находит подходящий под параметры корабль, резко наращивает ход и направляется к цели. Времени это занимает очень мало, и экипаж не успевает предпринять ничего. Впрочем, даже в том случае, если на корабле успели бы выпустить ложные цели, это вряд ли исправило бы ситуацию.
Современные торпедные вооружения имеют одну интересную особенность: немалая их часть может управляться извне оператором, который находится за пультом в подводной лодке. Именно он определяет цели и в случае необходимости корректирует огонь, причём делает это на ходу, а не во время следующего залпа. Вода для радиосигнала является непреодолимым препятствием, поэтому торпеда связывается с подводной лодкой при помощи кабеля (оптоволокна). Через него оператор может вносить коррективы в программу управления торпеды во время её движения, а также в ключевые моменты. Например, если противник выпустит ложные цели. В таком случае оператор пользуется более совершенными сонарами субмарины, отсеивает лишнее и назначает правильную цель. Разумеется, торпеды с большим радиусом действия работают в автономном режиме.
Таким образом, экипаж военного корабля вряд ли заметит атаку до тех пор, пока не станет слишком поздно на неё среагировать. Даже в том случае, если хоть что-то и удастся сделать, скорректированная торпеда с большой вероятностью всё равно попадёт в цель. Конечно, в фильмах об этом предпочитают не говорить, чтобы не портить атмосферу и получить эмоциональные драматические кадры.