На сегодняшний день шинная индустрия России находится далеко не в самом удачном положении. На фоне геополитической ситуации с усилением санкций большая часть зарубежных производителей автомобильной резины покинула российский рынок, а объемы производства продукции на отечественных предприятиях тоже снизились.
1. Кто покинул рынок, а кто продолжает поставлять продукцию
Самые серьезные снижения объемов поставок шин на рынке РФ произошли после прекращения деятельности предприятий Michelin в Московской области и Bridgestone в Ульяновске. Также сообщается о продолжительных паузах в процессе выпуска продукции на заводах крупнейших брендов покрышек Nokian Tyres, Pirelli, Continental и ряда других.
Представители фирмы Bridgestone аргументируют остановку производственного цикла рядом серьезных сложностей, связанных с нарушением логистических цепей, волатильностью валют, а также невозможностью обеспечить стабильные поставки необходимых комплектующих. Осенью японский производитель начал искать покупателя на предприятие среди местных инвесторов и планирует найти его за пару месяцев.
Следует отметить, что, по последним данным, проектная мощность компании в России составляла 12 000 покрышек в день, а на практике по информации 2022 года – 7 000 единиц. Объемы годовой выручки составляли 22 млрд руб. при чистой прибыли в 501,6 млн руб.
Остановка завода «Мишлен» связана с техническими моментами, которые ограничивали возобновление рабочих процессов на территории РФ. Летом прошлого года руководство французского концерна объявило, что передает все свои активы локальным дистрибьюторам. Все аспекты планируемой перестройки были завершены к концу года.
Стоит отметить, что производственная мощность завода составляла 1,5-2 млн покрышек в год, среди которых преобладали комплекты резины для легкового автотранспорта. В России сохранялось значение в 2% от глобальных продаж корпорации и 1% от производственного объема.
Завод Continental, который находится в Калуге, вернулся к своей деятельности в августе 2023 года, что стало хорошим сигналом и подтвердило тот факт, что производитель планирует продолжить работать в России.
Кроме того, в декабре компания ООО «Континентал Калуга» получила региональную премию, так как продемонстрировала отличные результаты в виде 4 млн шин за год.
Ситуация с шинным предприятием Yokohama, который находится в специальной экономической зоне «Липецк», тоже оптимистична. В марте 2023 года завод прекратил свою деятельность, но затем вернулся к работе в августе после личного вмешательства губернатора области. Ежегодно с конвейера «Йокогама Р.Л.З.» выходит 1,6 млн шин.
Наряду с этим, суммарная мощность производства компании Pirelli, заводы которой расположены в Кировской и Воронежской областях, достигает 8 млн экземпляров в год, при этом 85% из этого объема приходится на базовые летние покрышки. Раньше около 50% из выпускаемой продукции поставлялось в европейские страны, но после введения санкционной политики итальянский бренд решил прекратить инвестировать в российское предприятие, поручив руководству ориентироваться на местный рынок.
Самый большой шинный завод в РФ – это Nokian Tyres в Ленинградской области. Ему принадлежит свыше 17 млн шин в год. Летом 2023 года производитель официально покинул российский рынок, продав свои активы за 400 млн евро корпорации ПАО «Татнефть».
2. Что теперь можно купить?
Учитывая уход многих производителей автомобильных покрышек с российского рынка, китайские бренды начали массово заполнять освободившуюся нишу. Также к решению проблемы дефицита была привлечена программа параллельного импорта. Сейчас резину завозят из Южной Кореи, Узбекистана, Турции, Гонконга и ряда других стран, при этом доля продукции, которая приходится на параллельный импорт, достигает 35%.
Особое внимание уделяется шинам из Поднебесной. К примеру, настоящим бестселлером среди автовладельцев стали покрышки компаний Habilead, Triangle, Kinforest. Объемы их продаж возросли в 13 раз на фоне показателей предыдущих лет, а доля предложений повысилась на 5%.
Как считают специалисты, китайские компании уверенно держат марку и во многих смыслах дышат в спину европейским или американским брендам. Это является заслугой применения передовых технологий и продвинутого оборудования, а также использования новых стандартов оценки качества. Все это положительно сказалось на сцеплении покрышек с дорогой и их устойчивости к износу.
Отдельные серии автошин уверенно конкурируют с зарубежными аналогами. И неудивительно, что их доля на российском рынке достигает 1/4. У авторезины из Китая стабильное качество и доступный прайс, что подтверждается тысячами отзывов довольных клиентов.
3. С китайскими шинами не все так однозначно
Эксперты в отрасли шинного производства отмечают, что количество китайских брендов растет невероятными темпами, а достичь желаемого уровня контроля качества, учитывая, что там по-прежнему в обиходе советские тенденции и стандарты, очень сложно.
Китайских компаний появилось много, а учитывая тот факт, что они ориентируются преимущественно на местный рынок, где совершенно другие климатические условия, дороги и прочие факторы, многие комплекты могут оказаться неподходящими для российских потребителей.
Если сравнить китайских водителей с российскими, то первые всегда ездят согласно правилам и уделяют особое внимание качеству шин, в том числе сцепным параметрам на мокром и сухом покрытии. Здесь нет такого, чтобы взять автомобиль «лишь бы погонять». Из протестированных экспертом компаний было выделено только 3 в премиальном сегменте и 3 – во «втором дивизионе».
Лучшим производителем стал Sailun. У этих покрышек потрясающие сцепные характеристики, хотя по уровню комфорта они уступают тем же российским, так как более жесткие и шумные.
Также внимания заслуживают марки Delinte и Applus. На китайском рынке они считаются топовыми, так как имеют отличные показатели в плане безопасности. При этом Triangle уже давно работает на нашем рынке и пользуется успехом.
4. А что по белорусским шинам?
Не менее популярны в России автошины из Беларуси. Кроме того, их поставляют в несколько десятков других стран по всему миру, что является заслугой высокого качества и оптимальной цены.
Если рассматривать китайские комплекты, то их главной уязвимостью является слабая кордовая база. Если брать базовые шины для небольших авто без зазора на гоночный стиль вождения, то они вполне справляются со своими задачами. А вот если речь идет о специализированном продукте с низким профилем, то это явно не Китай.
Производители из Беларуси учли и этот момент, поэтому серьезно подняли качество. При этом основной претензией к их продукции остается низкий уровень комфорта. То есть, это тоже не спортивная ориентация, поскольку шины очень шумные и имеют невысокий индекс скорости. Со временем могут появляться удары в руль из-за наличия микропузырьков при склейке слоев.