После войны в Москве бесчинствовала банда под названием «Черная кошка». Про борьбу сотрудников МУРа с бандитами братьями Вайнерами был написан роман «Эра милосердия», ставший основой для замечательного фильма режиссера Говорухина «Место встречи изменить нельзя».
Но в реальности история достаточно сильно отличается той, которая была представлена читателям, а затем и телезрителям.
Дебют в Химках и Налет на Ресторан «Голубой Дунай»
Банда «Черная кошка» терроризировала столицу в 1950-1953 годах. Началось все с ограбления в Химках. 1 февраля 1950 года два ответственных работника милиции участковый Филин (участковый) и Кочкин (оперуполномоченный) проводили плановый обход территории. На пути был магазин «Продукты», в котором их внимание привлек мужчина, ругающийся с продавщицей. Скандалист утверждал, что он сотрудник милиции, но девушка не верила ему. В это же время два человека подозрительного вида ждали у входа.
Милиционеры попросили мужчину предъявить документы, а в ответ раздалась стрельба. Кочкин погиб. Он стал первой жертвой банды.
Начался розыск преступников. А наглые и жестокие бандиты и не собирались скрываться: уже в марте 1950 года три хулигана вломились в магазин «Промтовары» в Тимирязевском районе и заявили, что они чекисты.
«Сотрудники Министерства государственной безопасности» заставили всех присутствующих зайти в подсобку и закрыли помещение. Им удалось похитить немалую сумму — 68 000 рублей. Оперативники уже 6 месяцев искали бандитов, но результата все не было. А те, украв большую сумму, легли на дно. Осенью банда снова проявилась. В ноябре 1950 года преступники ограбили магазин пароходства и украли почти 25 тысяч рублей, в декабре их куш после ограбления магазина на Кутузовской Слободе составил 62000 рублей.
В начале марта 1951 года было совершено еще одно нападение. В этот раз объектом стал ресторанчик «Голубой Дунай». Преступники прикинулись посетителями, а уже позднее напали на кассира. Совпало так, что на месте преступления находился со своей супругой младший лейтенант милиции Бирюков: пара зашла пообедать. Отважный мужчина, ни секунды не сомневаясь, кинулся на защиту кассира, и, к огромному сожалению, был убит. Также погиб посетитель, который находился в зале.
Из-за возникшей паники бандитам пришлось убежать, но при этом было ранено два человека. Неудача разозлила преступников. В марте 1951 года банда снова совершила налет, теперь на Кунцевский торг. При этом без жертв не обошлось: погиб директор магазинчика, Антонов, попытавшийся остановить бадитов. Место преступления находилось не слишком далеко от дачи Иосифа Сталина. Была увеличена активность милиции, установка — как можно скорее найти распоясавшихся отморозков. Но допрошенные «авторитеты» утверждали, что не в курсе, чьи это выходки. По столице ползли слухи о страшной «Черной кошке», люди передавали их друг другу. Ситуация накалялась.
Карьера Хрущева под угрозой: банда портит все
Преступники словно сорвались с цепи Один раз патруль милиции столкнулся с ними в буфете на станции Удельной. Было решено не задерживать бандитов в зале, где много людей. А на улице участники банды кинулись к лесу, применяя огнестрельное оружие. Задержать их не удалось. Никита Хрущев, который в то время был главой Московского горкома партии был сильно рассержен. Он боялся, что деятельность преступников повредит его карьере, ведь с Хрущева могли потребовать объяснения, почему в Москве безнаказанно орудует бандитская группировка.
Оплошность бандитов и роль в раскрытии преступлений Владимира Арапова
В январе 1953 года банда ограбила сберегательную кассу в Мытищах. Они «взяли» тридцать тысяч рублей. Однако произошло событие, которое позволило наконец подобраться к преступникам.
Сотрудница смогла нажать «тревожную кнопку». Зазвонил телефон, и трубку взял бандит. Звонивший спросил куда он попал, в сберегательную кассу? На что получил ответ: «Нет, на стадион», после чего преступник бросил трубку. Звонок же поступил от дежурного по отделению милиции. Странный разговор привлек внимание сотрудника МУРа Владимира Арапова. Этот человек был прототипом книжного и «киношного» Владимира Шарапова. Кстати, Арапов, который за крутой нрав был прозван коллегами «черным полковником», отмечал — Шарапов в фильме не похож на него: характер героя показался слишком мягким.
Итак, Арапов посчитал странным ответ про стадион. Почему именно так сказал преступник? Сыщик проверил на карте места ограблений и пришел к выводу, что в большинстве они произошли вблизи спортивных объектов. А свидетели утверждали, что бандиты выглядят подтянуто. Может быть, они спортсмены?
Роковое пиво и финал истории
Неужели такое могло быть? Ведь спортсмены в то время олицетворяли собой лучших граждан страны. Им подражали, на них равнялись. Оперативниками была начата проверка спортивных обществ. А через некоторое время произошел странный инцидент у стадиона в Красногорске: мужчина заплатил за целую бочку пива и стал угощать прохожих. Среди них был и Арапов. Было решено тщательно проверить щедрого любителя пива.
Им оказался Вячеслав Лукин студент-отличник престижного МАИ. Он был спортсменом и комсомольским активистом. Его друзья также трудились на оборонных заводах города Красногорска, и все они были не просто рабочими, но и ударниками труда, комсомольцами. Все это было странно, но Арапов не сдавался. Он выяснил, что за день до ограбления сберегательной кассы в Мытищах Вячеслав Лукин тренировался на стадионе неподалеку.
Стало понятно, что поиски затянулись, потому что сыщики с самого начала шли по ложному пути. Они искали уголовников, а на самом деле в составе банды были совсем не те люди, которых представляли себе оперативники. Они не состояли в воровском круге и были далеки от криминальных «малин». Никаких прожженных уголовников, которых зрители видели в фильме («Горбатый», «Промокашка» и другие) в банде и в помине не было. В группировке насчитывалось двенадцать участников, и в основном они жили в городе Красногорск, а трудились на местном заводе.
После тщательной проверки преступники были задержаны. Оказалось, что главарь банды, Иван Митин, работал он на оборонном заводе № 34 мастером смены, и на момент ареста был обладателем высокой правительственной награды — ордена Трудового Красного Знамени. Еще восемь человека работали там же, а еще двое учились в престижных военных училищах. Даже член партии и стахановец был среди участников — Петр Болотов.
Подельников связала любовь к спорту. В послевоенном Красногорске были лучшие спортивные базы, тут тренировались волейболисты, футболисты, хоккеисты (с мячом), легкоатлеты. «Митинцы» собирались на Красногорском стадионе «Зенит».
Митиным была установлена строжайшая дисциплина. Запрещалось хвастовство и контакты с обычными преступниками. Но все разрушилось из-за бочки пива.
Дело было таким необычным, что сразу получило гриф «Секретно». Митин и его подельник Самарин были приговорены к смертной казни. Остальные преступники поучили тюремные сроки от 10 до 25 лет.