11 видов смертных казней в России

В былые времена многие русские правители от Ивана Грозного до Анны Иоанновны в интересах государства прибегали к более десятку видов смертных казней для устрашения и наказания народа. Однако со временем множество видов казней свелось до нескольких основных: повешение, обезглавливание и расстрел. Интересный факт, что обезглавливание применялось для наказания людей знатного рода, а виселицу использовали для бездомных бедняков. Узнайте далее в материале, почему же было такое разделение, и какие в Царской России были самые популярные виды казней.

Повешение за ребро

Повешение за ребро на железном крюке, подвешенном к виселице.

Одной из мучительных казней в России было повешение на виселице за ребро на железном крюке в форме буквы «Г», благодаря чему тело человека прогибалось и ноги с головой свешивались вниз. К счастью, к такой казни прибегали довольно редко. Но вот тем, кому не повезло, приходилось долго терпеть мучения. Более того, бывало, что перед повешением человеку дробили ломом руки и ноги.

Вообще в былые времена мучить казнимых было нормой, так как это был один из главных инструментов устрашения. Впрочем, многие люди тех лет жили по принципу: «умел гулять, умей и ответ держать». Многие люди, приговоренные к казни, считали себя не преступниками, а побежденными врагами правительства, поэтому умирали с честью. Казнь, в какой-то степени, становилась в глазах народа простой участью, которая может настигнуть абсолютно любого при определенном стечении обстоятельств.

Потопление

Этот вид один из древнейших и популярнейших видов смертной казни былых времен. В основном к нему прибегали для массовой казни, например, бунтовщиков. В 1607 году по приказу царя Василия Шуйского потопили 4000 мятежников: каждую ночь ставили в один ряд несколько сотен осужденных, которых сзади били дубинками служивые, а после их тела спускали под лед в Яузу. Прибегал к такой казни и царь Алексей Михайлович, который в 1662 году утопил в Москве-реке множество бунтовщиков.

Окопание

Данную мучительную и продолжительную казнь применяли исключительно к женщинам, которые убили своих мужей. Виновницу закапывали в вертикальном положении в землю таким образом, чтобы на поверхности осталась лишь голова. При таком виде казни женщины умирали в течение нескольких дней, а порой счет шел на недели. Чтобы никто не поил и не кормил осужденную, около нее всегда был стражник, который следил за этим.

Единственное, что разрешалось — кидать женщине деньги на гроб и поминальные свечи. Правда бывали случаи, когда женщину выкапывали на второй день по ходатайству духовных лиц и ссылали на пожизненное поселение в монастырь. Любопытно, что, несмотря на законодательный запрет 1689 года, этот вид казни применялся вплоть до начала царствования Елизаветы Петровны.

Посажение на кол

Пик популярности этой казни в России пришелся на XVI-XVIII века, особенно при массовых казнях. Приговоренного к казни сажали на заостренный конец кола, вследствие чего тело скользило вниз и вскоре наступала смерть. Иногда кол смазывали жиром для ускорения скольжения, но бывало, что на нем делались горизонтальные перекладины, которые, наоборот, препятствовали этому, вследствие чего смерть могла наступить спустя нескольких дней.

Благодаря тяжести тела человека острие кола проникало все глубже, разрывая все внутренние органы на своем пути, и по итогу выходило наружу в районе груди или лопаток. Таким жестоким способом в 1614 году казнили атамана Ивана — одного из главных предводителей казачества в эпоху Смуты.

Сожжение

Казнь путем сожжения применялась к преступникам против веры и поджигателям.

Во многих странах к данной казни прибегали в основном к преступникам против веры и поджигателям. Казнимого сжигали на костре или срубе, обложенном снаружи горючими материалами. Были у сожжения и разновидности, например, копчение или сожжение частей тела. В 1722 году казнили копчением 2 человек, утверждающих, что император Петр I — антихрист. Казнимых коптили на вертеле около 8 часов, и постепенно у них вылезли все волосы, а тела потаяли подобно воску.

Четвертование

В нашей стране приговоренному в основном сначала отрубали руки и ноги, а затем – голову. Расчленение было не только болезненной казнью, но и лишением человека пути к христианскому спасению. Считалось, что душа четвертованного человека не сможет воскреснуть даже после Страшного Суда. Таким образом в 1654 году казнили самозванца Тимофея Анкудинова, выдававшего себя за мифического сына царя Василия IV Шуйского, а также мятежного казака Степана Разина в 1671 году.

Залитие горла расплавленным металлом

Такую казнь применяли за подделку денежных знаков. Горло осужденного заливалось металлом, используемым для подделки монет. В основном это было олово или свинец. Такая смерть была мучительной, так как порой наступала лишь на следующий день. В целях гуманности Петр I приказал после залития металла в горло сразу же отсекать казнимому голову.

Колесование

 «Послушай, Кикин, объясни будь добр, вот ты при всем своем уме, несмотря на все мои поблажки тебе, я приобрел в тебе вага? Отчего? Скажу, коль неизвестно, коли сам не понял, хоть востер: при тебе уму не в меру тесно, а ему необходим простор» - говорил Петр I Кикину накануне казни.

«Послушай, Кикин, объясни будь добр, вот ты при всем своем уме, несмотря на все мои поблажки тебе, я приобрел в тебе вага? Отчего? Скажу, коль неизвестно, коли сам не понял, хоть востер: при тебе уму не в меру тесно, а ему необходим простор» — говорил Петр I Кикину накануне казни.

Эту казнь начали применять в XVII столетии. Осужденного клали на землю и дробили тяжелым колесом его руки и ноги, а затем, положив на то же колесо, поднимали на длинный шест, из-за чего раздробленные конечности свешивались. Порой, чтобы избавить казненного от долгих мучений, ему отсекали голову, но в основном приговоренный к такой казни умирал лишь на вторые сутки, как это было с боярином Кикиным, который попал в немилость Петра I за то, что много умничал.

Повешение

Казнь декабристов «Союз спасения».

Повешение является, пожалуй, самой распространённой и назидательной казнью во всем мире. Зачастую тело оставалось висеть еще некоторое время после казни для устрашения народа. Любопытный факт, что к повешению и обезглавливанию в основном приговаривали за одно и то же преступление. Однако дворянам отсекали головы, а на виселицу отправляли простолюдинов.

Повешение с давних времен было позорным, так как считалось, что у казненных таким способом душа не могла покинуть тело, поэтому оставалась там в заложниках. Неспроста таких казненных прозвали «заложными». Считалось, что такая кончина — самое ужасное, что может случиться с человеком, и уготована такая участь только предателям. Здесь проходит аналогия с Иудой, который повесился на осине.

Помимо этого, умирать на виселице было мучительно, так как конец не наступает молниеносно, и казненный еще некоторое время остается в сознании и испытывает физические страдания. В 90% случаев в момент удушения у человека все мышцы расслабляются, что приводит к полному опорожнению кишечника и мочевого пузыря. На повешение обычно собирались десятки зевак, наблюдавших как мучается человек, так как это обязательная часть.

Впрочем, невзирая на четкое разграничение по принадлежности к тому или иному сословию, бывали и исключения, когда к повешению приговаривали знатных людей. Это происходило, когда дворянина за совершенные преступления лишали всех титулов и привилегий. Например, за государственную измену или же дезертирство из армии.

Отсечение головы

В книге Кирилла Синельникова «История мастера» есть цитата: «…казнь благородная - отсечение головы. Это тебе не повешение, казнь черни. Обезглавливание - это удел королей и дворян».

В книге Кирилла Синельникова «История мастера» есть цитата: «…казнь благородная — отсечение головы. Это тебе не повешение, казнь черни. Обезглавливание — это удел королей и дворян».

Обезглавливание применялось во многих странах на протяжении тысячелетий. В средневековой Европе такое наказание считалось, можно сказать, «благородным», поэтому отрубали голову в основном аристократам. Являясь отважными воинами знать была подготовлена к смерти от холодного оружия, поэтому с достоинством принимала такую кару.

К тому же обезглавливание из-за быстрой кончины считалось наименее мучительной смертью и позволяла казненным избежать прилюдной агонии перед собравшейся толпой. Впрочем, это все зависело от палача, поэтому зачастую осужденный или же его близкие платили немалые деньги, чтобы экзекутор сделал свое дело с первого удара.

Расстрел

В допетровской России расстрел был самым нелюбимым видом казни, поэтому к нему редко прибегали. Например, в XVII веке в годы правления Алексея Михайловича расстрел могли использовать разве что при самосудах у донских казаков. А вот его наследник, Федор Алексеевич, приказал расстрелять человека лишь единожды: в 1769 году некий вор и изменник был повешен за ноги, после чего расстрелян.