Люди склонны отмечать какими-либо символами или памятными вещами значительные события в своей жизни. А если речь идёт о правителях, которые хотят увековечить свои победы, то на выходе мы обычно получаем полноценные памятники истории и архитектуры. Некоторые из них отличаются нетривиальным внешним видом, а иные — интересной историей. Но вот памятник, призванный увековечить Великую французскую революцию и некогда созданный по приказу Наполеона может похвастаться и тем, и другим.
Потому что трудно представить, что такой символ будет выглядеть как слон, и что простоит этот объект всего несколько десятилетий.
Идея поставить что-нибудь на пустующую площадь Бастилии в Париже зрела у Наполеона Бонапарта задолго до реализации проекта. Собственно это было бы логично, ведь на месте снесённой королевской тюрьмы как символа павшей монархии и победы Революции, требовалось что-то установить. Думали об этом и городские власти, но и у них долго не получалось прийти к согласию. Так, вначале хотели поставить большую колонну как символ свободы, затем вообще установили фонтан в виде скульптуры богини Исиды, однако та выглядела слишком фривольной на вкус парижан.
Вот тогда-то в дело и вмешался Наполеон Бонапарт — впрочем, и он не сразу пришёл к конечной идее. Первым вариантом скульптурного заполнения площади была Триумфальная Арка. Однако в последний момент великий корсиканец приказал перенести последнюю в другую локацию, а на месте разрушенной Бастилии установить огромный фонтан весьма оригинального вида как для французской столицы. А всё потому, что Наполеон захотел… слона, который к тому же тащил на спине башню. Создать фонтан планировалось, переплавил бронзовые пушки, захваченные армией Бонапарта в ходе завоевательных войн.
Руководителем создания слона Бастилии стал Доминик Виван, известный художник и археолог, который также вошёл в историю как первый директор музея в Лувру. Два года ушло на разработку проекта на бумаге, затем главного архитектора заменили, и новый уже начал строить деревянный каркас скульптуры, на который был наложен слой гипса. В результате стал вырисовываться фонтан высотой примерно в 15 метров, а из слонового хобота вытекала вода. Оставалось лишь покрыть символ величия Бонапарта бронзой, однако этого так и не случилось — империя Наполеона пала.
Без идейного вдохновителя проект доработки слона Бастилии был заморожен, и никакие попытки архитекторов добыть финансирование, чтобы закончить строительство, успехом не увенчались. А пытались они целых два десятилетия — и всё это время фонтан в гипсовом исполнении так и стоял на площади. Но без завершения и должного ухода заброшенный и никому не нужный объект стал постепенно разрушаться — первыми от него отвалились бивни, затем пострадала облицовка, утратившая первоначальный цвет из-за влияния погоды.
Однако пришедший в упадок внешний вид слона оказался не единственной проблемой: забытую скульптуру облюбовали крысы, которые стали плодиться внутри и буквально терроризировать местных жителей, которые проживали неподалёку. Но и другие парижане относились к слону, мягко говоря, плохо — он выглядел настолько ужасно, что на него и не смотрели лишний раз. Само собой, что такой вид на площади, символизирующей борьбу за свободу, никому не хотелось лицезреть и дальше. Поэтому, простояв меньше тридцати лет, слона Бастилии снесли, а на его месте появилась стоящая там и поныне Июльская колонна — по сути, проект, который задумывали с самого начала.