Как на лучшем пароходе СССР погибли 423 человека

В последний летний день 1986-го в Новороссийской бухте потерпел крушение «Адмирал Нахимов». Пассажирский лайнер столкнулся с балкером «Петр Васев» и в считанные минуты затонул, получив серьезные повреждения корпуса. В той катастрофе погибли 423 человека, но часть следственных материалов дела до сих пор под секретом. Официальной причиной аварии признали ошибочные действия обоих капитанов.

Но конспирологи имели основания заподозрить факт мести генералу КГБ и даже корабль-призрак.

На службе у Третьего Рейха

«Адмирал Нахимов» у причала в городском порту Сухуми. 20 июля 1965 года. /Фото: epron-pro.ru

«Адмирал Нахимов» строился в 1925-м в Бремене, где немцы назвали его «Берлин». Судно отличалось клепаным корпусом, потому как тогда инженеры еще не пользовались сваркой. Пассажировместимость лайнера длиной в 174 метра достигала 1500 человек. До 1938 года судно использовалось в трансатлантических переходах, после чего его перевели на круизные рейсы на Шпицберген и по Средиземному морю. Во Вторую мировую «Берлин» представлял собой плавучий госпиталь и перевозил войска. В январе 1945-го пароход подошёл к Либаве эвакуировать части из окружённой германской группировки. Там он и подорвался на мине, частично уйдя под воду.

Сухогруз «Петр Васев» после трагедии (переименован в «Подольск»). /Фото: upload.wikimedia.org

Первая попытка поднять «Берлин» не увенчалась успехом, и только в 1947-м пароход отвели на ремонт в док Кронштадтского завода и переименовали в «Адмирал Нахимов». До 1957-го судно приводилось в порядок в ГДР, а потом перешло в состав пассажирского флота СССР. Бессменным капитаном до 1978 года был Николай Антонович Соболев, под руководством которого «Адмирал Нахимов» выполнял и секретные миссии. В ходе Карибского кризиса в 1962 году судно перевозило солдат на Кубу, а в 1978-м — кубинских солдат в Африку. Попасть в команду Соболева мечтали все моряки 60-70-х годов. На теплоходе снимались фильмы и телепрограммы, на борту часто бывали известные люди, что приносило членам экипажа хороший заработок и премиальные. По состоянию здоровья легендарный капитан вынужден был оставить свою рубку, и экипаж возглавил опытный моряк Вадим Марков. В 1985 лайнер прошел в Варне плановый ремонт и отправился в круиз Одесса – Батуми – Одесса через Ялту, Новороссийск и Сочи.

Катастрофа в Черном море

В ресторане «Адмирала Нахимова». /Фото: mtdata.ru

В Новороссийск судно прибыло 31 августа 1986 года, а когда поздним вечером все пассажиры вернулись на борт после продолжительных экскурсий, взяло курс на Сочи. Народ беззаботно отдыхал в диско-зале, в баре, кто-то смотрел фильм, часть пассажиров спали в каютах. По Цемесской бухте теплоход вели по данным береговых радиолокаторов. Поступило сообщение, что у мыса Дооб нужно разминуться с сухогрузом «Пётр Васёв», заходившим с Босфора. Берег договорился с грузовым судном, что вопреки правилам оно пропустит пассажирское.

Спасательная операция продолжалась несколько дней. /Фото: mf.b37mrtl.ru

Капитан Марков спокойно передал управление помощнику Чудновскому и отправился ужинать. В 23:00 рулевой «Нахимова» доложил об опасном сближении, то же самое сделал и помощник капитана «Петра Васева». В ходе сеанса связи Ткаченко с сухогруза подтвердил, что пропускает лайнер и сбавил ход. Но тяжелое судно пошло по инерции наперерез. Пытаясь предотвратить столкновение, Чудновский взял левее, но было поздно. «Пётр Васёв» врезался под углом в «Нахимова» и пропорол обшивку ниже ватерлинии площадью до 84 кв. метра. Хлынула вода в отсеки, и лайнер погрузился во мрак из-за вышедших из строя энергоблоков. «Нахимов» стал заваливаться на правый борт и через 8 минут затонул. Тревогу так и не объявили. Успели лишь спустить 32 спасательных шлюпки и затребовать имеющиеся плавсредства у «Петра Васева». Пока пассажиры в ужасе пытались спастись и карабкались друг на друга, капитан Марков до конца оставался в рубке, его спасли из воды. Чудновский, видимо чувствуя вину за собой, заперся в каюте и погиб.

Спасательная операция и выводы экспертов

Капитаны на суде. /Фото: mtdata.ru

Спасательная операция длилась несколько дней, правда выжившие были спасены еще в первую ночь. Команда «Петра Васева» вытащила из воды 37 пассажиров. На помощь пришел и лоцманский катер ЛК-90, шедший к сухогрузу для захода в грузовой порт. Работали на месте катастрофы и пограничники. Из 1234 людей на борту «Адмирала Нахимова» 423 погибли — 359 пассажиров и 64 члена экипажа. Опознававшие погибших родственники в Новороссийском порту требовали немедленного расследования случившегося. К делу подключился глава СССР Горбачев.

Западная пресса во всю муссировала тему покушения на находившегося на борту генерала КГБ, расписывая ужасы последних минут жизни утонувших. А выступивший перед родными покойных представитель ЦК КПСС Алиев пообещал расстрелять виновного капитана. Расследование продолжалось не один месяц, в течение всего времени Марков и Ткаченко оставались под арестом.

Следственная группа установила, что виновник — изменивший курс «Нахимова» Чудновский. Если бы он не взял влево, корабли бы разминулись. Тогда возникли вопросы к Маркову, который по всем правилам обязан был лично контролировать процесс расхождения судов на капитанском мостике. Его отсутствие в момент опасной близости и породило теории заговора о заинтересованности капитана в произошедшем. Марков не объявил тревогу и скомандовал продолжать движение, не начиная эвакуацию пассажиров. В свою очередь Ткаченко с «Петра Васева» тоже проигнорировал опасность. «Уверен был, что проскочу», — сказал капитан на суде. Опытный профессионал, по свидетельству коллег, умел выходить еще и не из таких маневров. Позже экспертиза установила, что САРП, по которой он следил за происходящим, передала данные с опозданием, а Марков продолжал движение, стремясь вывести судно на мель.

В марте 1987-го капитанов судили в Одессе. Им предъявили обвинение по статье 85 УК РСФСР — «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта». Судьи приговорили обоих к 15 годам колонии, но спустя четыре года страна прекратила свое существование. Теперь Марков отбывал наказание на территории России, а Ткаченко — на Украине. В 1992-м президенты Ельцин и Кравчук помиловали капитанов. За Маркова вступилась Ассоциация капитанов России, а Ткаченко лечился от психического расстройства.