После посещения Стамбула и обсуждения Великолепного Века Турции и Прогулок по Стамбулу интересно было узнать и более тонкие детали того периода турецкой истории, а именно — во что одевались султаны и как появилась такая мода. Вот как об одежде султанов рассказывает Александра Шутко, автор книг «Роксолана: мифы и реалии», «Письма Роксоланы: любовь и дипломатия» и романа «Хатидже Турхан».
Важный источник информации по теме — описания гардероба правителей, сделанные султанскими евнухами накануне путешествий и походов. Венценосные османы были завоевателями, поэтому могли по несколько месяцев и даже лет не возвращаться во дворец. Одежды с собой брали много, она была дорогой, и список помогал ничего не потерять в дороге.
Одежду Сулеймана Великолепного впервые описали еще до его знакомства с Хюррем-Роксоланой и восшествия на престол. Сыновья султанов изучали науку государственного управления, руководя городами и провинциями империи. В 14 лет Сулейман возглавил Кафу (нынешняя Феодосия), а затем его перевели в Манису (запад современной Турции). В составленном тогда перечне имущества, кроме ценного оружия, есть немало бархатных кафтанов с золотыми застежками.
Отец Сулеймана, Селим I Грозный, все время правления провел в военных походах и был довольно скромен в быту. По преданию, однажды встретив своего пышно одетого наследника, он пошутил: «Сын мой! Ты оставил мать без одежды».
Достигнув вершины власти, Сулейман стал по нескольку раз в год отправлять послов в Московию за мехом. Яркие, дорогие одежды он носил до самой смерти. Ученый Кутбеддин аль-Мекки после личной встречи рассказал, что видел на 64-летнем правителе зеленый кафтан. В конце концов, именно из-за любви к моде и искусству европейцы назвали султана «Великолепным».
Манеры отца перенял его сын от Роксоланы. Кафтаны Селима II были сшиты из синего, желтого, красного, белого шелка, украшены цветочными и геометрическими узорами, и подбиты мехом. Он имел более изящный вкус, чем отец, экспериментировал не только с цветом, но и с формой.
Превзойти предков из 16 века в 17-м смог Мурад IV. На портретах видно, как сильно он любил сочетать кричащие цвета: изумрудный, ярко-красный, синий, сиреневый и золотой.
Сохранился список одежды Мурада IV, взятой в поход 1638 года на захваченный персами Багдад. 1600 километров от Стамбула османская армия прошла за 197 дней, 40 дней длилась осада, потом ждала дорога домой.
Неудивительно, что за султаном везли 110 кафтанов: разной длины, с длинным и коротким рукавом, летние из атласа и шелка, зимние хлопчатобумажные с меховой подкладкой.
Трусов было 112: короткие, длинные, узкие, широкие, с золотыми пуговицами и вышивкой, из атласа и бархата сиреневого, фиолетового, пурпурного, красного, голубого, черного, оливкового цветов.
Описания 17 века рассказывают, что скрывали под верхней одеждой женщины гарема.
Так, мать Мехмеда IV, Хатидже Турхан как исподнее надевала шерстяные шаровары с вышитым поясом. Таких шаровар у украинки было 30 и еще 22 шелковые ночные рубашки. Шелк для белья привозили из Дамаска, шерсть — из Лондона, а шили ее греческие мастера.
Невестка Хатидже, гречанка Гюльнуш, любила белье с богатым декором. В ее гардеробе насчитали 40 шелковых шароваров с цветочными узорами, кружевом, золотым и серебряным шитьем.
Когда-то неправильный цвет одежды вас могли причислить к слугам дьявола и сжечь. Свою способность выжить проверьте в тесте «Сможете ли вы ответить за средневековый шмот?»
К сожалению, пожар в Старом дворце уничтожил документы гарема 16 века вместе со сведениями об одежде Роксоланы. Но османская мода не менялась до 19 века, и по реальным образцам женской одежды можно сделать приблизительную реконструкцию.
Вероятно, бельем для Роксоланы тоже служили шаровары. Сверху она надевала длинную шелковую рубашку энтари, потом платье елек с узорами, вышитыми золотом. Немного ниже талии, почти на бедрах, носила кушак — широкий ремень, украшенный драгоценными металлами, рубинами и изумрудами.
После брака с Сулейманом украинка стала носить пурпурные и фиолетовые одежды. Эти цвета в Риме были символом статуса, а в Византии их могли надевать только члены императорской семьи. Очень дорогое удовольствие, но зарплата Хюррем-Роксоланы позволяла такие траты.
Выходя из гарема, женщины обычно прикрывали себя широким плащом с большим капюшоном — ферадже, а на торжественные события надевали кафтаны, похожие на султанские. У валиде Хатидже Турхан было 111 расшитых кафтанов с мехом и золотыми пуговицами, в которых она прятала противоядие.
До 19 века султаны носили тюрбаны, в которых длинный отрезок белого шелка или муслина наматывался на красный колпак.
В 15 веке доминировала цилиндрическая модель мюджевезе. В начале 16 века ее вытеснил большой высокий селими, названный в честь Селима I. Его сын Сулейман Великолепный ввел моду на юсуфи — тюрбан с широким верхом и с четко очерченными наслоениями ткани.
К тюрбану крепили драгоценные эгреты из перьев цапли или павлина. Количество перьев жестко регламентировалось. Султан носил три. Если на тюрбане было два, значит одно перо он передал великому визирю, который возглавил османское войско в походе.
На предположительно прижизненном портрете 1550 года Матео Пагани изобразил Роксолану в хотозе. Высокий головной убор среднеазиатского происхождения предназначался для больших праздников и знаменательных событий, вроде свадьбы или обрезания сына султана. В остальные дни носили тюрбаны.
25 своих тюрбанов украинка Хатидже Турхан декорировала макраме, добавляя украшения с алмазами и жемчугом. Они не сохранились, в отличие от 12-сантиметрового золотого эгрета в виде факела, который положили в гробницу Хюррем-Роксоланы.
В своей страсти к земным богатствам элита исламской империи не отличалась от аристократии христианской Европы. Кроме денежной стоимости, драгоценности имели символическое статусное значение. Как иллюстрация — международные скандалы, которые умела создать вокруг украшений албанка Сафие, жена Мурада III и мать Мехмеда ІІІ.
Как-то для своих эгретов она заказала в Венеции «перья» из муранского стекла. Это было произведение искусства. Желая быть их единственной владелицей в Стамбуле, Сафие выдвинула ультиматум послу Морозини: «С последними судами, прибывшими из Венеции, к нам были привезены эгреты, которые здесь в диковинку. Мы их все купили, чтобы они не попали в руки других людей. Вы напишете палате лордов Венеции, чтобы они запретили изделия, которые напоминают эгрет, и сюда их больше не завозили. Иначе возмущение, которое я переживаю, положит конец нашей дружбе, и я буду против наших переговоров… »
Позже валиде спровоцировала напряженность в отношениях с Англией. Королеве Елизавете I должны были прислать в подарок истефан — золотую персидскую диадему с рубинами. Но украшение, якобы украденное служанкой, исчезло где-то на пути между Сафие и английским послом в Стамбуле. Пришлось срочно искать и покупать для королевы похожее.
История становится еще более удивительной, если знать, что Елизавета получила в посылке из Османской империи две диадемы. Служанка, передавая от Сафие второе украшение, вернула и первый истефан.
КУДА ВСЕ ИСЧЕЗЛО?
— После смерти владельца ценные вещи прятали в сокровищницу. Так в стамбульском дворце Топкапы сохранились полторы тысячи предметов из гардероба султанов и их близких родственников. Самая большая коллекция — кафтанов 16–17 веков.
— В 19 веке султан Махмуд ІІ начал реформировать Османскую империю по европейскому образцу. Массивный тюрбан он заменил легким шерстяным колпаком красного цвета с черной шелковой кистью — феской. Сняв кафтаны, турки стали носить брючные костюмы.
— Под влиянием западной моды, женщины гарема надели длинные юбки вместо шаровар и просторные рубашки вместо блуз. Теперь они часто позировали дворцовым фотографам без головных уборов.
— В начале 20 века европейская мода ударит по бородам и янычарским усам. Турки начнут бриться, но через 50 лет мода на пышные усы оживет.
источники:
https://was.media/2018-08-07-moda-sultanov/