Великий раскол — это ключевое событие в христианской истории XI века. Он был вызван главным образом глубокими богословскими разногласиями и давней политической напряжённостью. В основе раскола лежал вопрос о папской власти: Западная церковь с центром в Риме утверждала верховенство Папы, в то время как Восточная церковь со штаб-квартирой в Константинополе подчёркивала автономию отдельных патриархатов.
Культурные различия также сыграли свою роль, поскольку языковые и доктринальные различия между латиноязычным Западом и грекоязычным Востоком нарушали единство Церкви.
Официальной датой Великого раскола принято считать 16 июля 1054 года, когда Константинопольский Патриарх Михаил Керуларий был отлучён от церкви Папой Римским. Данное событие стало переломным моментом в давнем противостоянии и растущей напряжённости между Римской церковью в Риме и Византийской церковью в Константинополе (ныне Стамбул). В результате раскола европейская христианская церковь разделилась на две основные ветви: Западную Римско-Католическую Церковь и Восточную Православную Церковь. Сегодня это историческое событие называют Великим расколом, иногда «Расколом Востока и Запада» или «Расколом 1054 года».
Явные причины Великого раскола
Великий раскол возник из-за сложной смеси религиозных разногласий и политических конфликтов. Между Востоком и Западом было слишком много религиозных противоречий. Основными и тогда, и сегодня называют использование пресного хлеба для причастия, точную формулировку Никейского символа веры и заявления Рима о том, что священнослужители должны сохранять целомудрие.
Все эти религиозные противоречия весьма сильно усугублялись различными политическими конфликтами. Главным из которых был, естественно, вопрос власти. Рим считал, что папа, религиозный лидер западной церкви, должен главенствовать и над патриархатом Восточной церкви. Константинополь с этим категорически не соглашался. Всё закончилось взаимным отлучением от церкви обоих лидеров и Великим расколом.
Какие сегодня отношения между Восточной и Западной церковью
Две основные ветви христианства так и не воссоединились, но спустя более тысячи лет после их раскола пришли к более мирным отношениям. В 1965 году Папа Павел VI и Патриарх Афинагор I отменили давние указы о взаимном отлучении, принятые своими церквями. Сегодня эти христианские конфессии остаются отдельными выражениями схожей веры. Римский католицизм — крупнейшая христианская конфессия, имеющая более 1 миллиарда последователей по всему миру. Православие — вторая по величине христианская конфессия, насчитывающая более 260 миллионов последователей.
Как произошёл Великий Раскол
Как так получилось, что верующие в Господа Иисуса Христа, которые должны были быть едины вне зависимости от нации, народа и языка, как говорят Священные Писания, могли разделиться? Сегодня, почти 1000 лет спустя, у историков достаточно ретроспективного взгляда, чтобы оглянуться назад и заметить некоторые скрытые предпосылки и долгосрочные последствия того, что произошло. Современных учёных уже не смущает то, что они могут оказаться в эпицентре такого мощного шторма с сильным скрытым потоком эмоций. Что произошло накануне 1054 года и чему может научиться церковь, чтобы избежать повторения подобного раскола?
К 330 году Римская империя уже раскололась на две части: Византийскую империю и Западную Римскую империю. На западе в основном говорили на латыни, а на востоке — на греческом. Но церковь по-прежнему по большей части была единой. То, что началось как географические, политические и языковые различия между восточной церковью и западной церковью, с течением времени начало также включать богословские и эсхатологические различия, достигнув кульминации, когда каждая сторона называла другую еретиками, которым нельзя доверять или терпеть.
Скрытые причины раскола Церкви — то, о чём не любят говорить
Римская империя была огромной. Сохранять власть и порядок на таких обширных территориях было весьма сложной задачей. Именно поэтому в 330 году император Константин разделил империю на две части: Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю, или Византийскую империю. Он также сделал Константинополь новой столицей.
Всего через полвека Рим пал под натиском набегов варваров. В последующие столетия все епископы, даже епископ Рима, не имели никакой власти и свободы действий без одобрения византийского императора. Это ограничение власти было устранено в VIII веке. В это время Византия сама переживала не лучшие времена, в регионе появилась новая религия — ислам. Внутренняя борьба отвлекала от внешних проблем.
Западная Римская империя вновь начала набирать силу и политическое влияние. Теперь епископ Рима короновал императоров, а не ждал их одобрения. Конечно, он также стремился распространить свою власть на четырёх других главных епископов: александрийского, антиохийского, константинопольского и иерусалимского. Сопротивление было огромным. Восточная церковь стремилась сохранить локализованную структуру власти, опиравшуюся на священника общины и местного епископа. Новый порядок их не устраивал, да и западный образ жизни кардинально отличался от восточного, вызывая противление у верующих.
Император Константин, разделив империю, спровоцировал будущий раскол. Политическое разделение, наложившееся на культурные различия и элементарную географию, стало тем самым яблоком раздора. Восточный стиль поклонения включал иконы, священники могли жениться, а хлеб для причастия был квасным. Всё это некоторое время сохранялось и было неким подобием мира, но напряжение росло. Переломный момент наступил, когда епископ Рима единолично отредактировал Никейский Символ веры, даже не посоветовавшись с другими епископами. Это внесло раскол в богословие, которого ортодоксальные члены церкви уже стерпеть не могли. Римский епископ изменил ключевую христианскую доктрину, умалив роль Бога-отца. Восточная церковь не могла этого принять.
После всех описанных событий, развернулись подлинные географические баталии. Епископ Лев IX приказал Восточным церквям в Италии, говорящим по-гречески, но находившимся под его юрисдикцией, перейти на латынь. Также в Константинополе нашлись те, кому по душе пришёлся западный стиль поклонения, что не понравилось константинопольскому епископу Михаилу Керуларию. Таким общинам было приказано или адаптироваться или закрыться. Рим и Константинополь сначала обменивались гневными посланиями, а потом епископ Рима отлучил епископа Константинополя от церкви, тот в ответ сделал то же самое. Так политика взяла верх над верой. Произошёл Великий раскол, который привёл к долгосрочным катастрофическим последствиям.
Печальные итоги Великого раскола
Единая Церковь разделилась, верующие в единого Бога стали ненавидеть друг друга. Пропасть между католиками и православными с годами становилась всё более глубокой. Хотя, в 1962 году, во время Второго Ватиканского Собора, Папа признал таинства Восточной Православной Церкви. Три года спустя, Папа Павел VI и Константинопольский Патриарх отменили взаимное отлучение после 911 лет разрыва отношений.
Раскол Церкви послужил причиной падения Византийской империи. Эти противоречия её ослабили и она пала под натиском мусульман. Власть восточных патриархов ещё более ослабла, Рим торжествовал. Папе было мало этой маленькой победы. В 1204 году был предпринят крестовый поход, целью которого было возвращение Иерусалима. Лидеры католической церкви не любят говорить о том, что по пути они жестоко захватили Константинополь, отобрав его у своих восточных противников. В результате тысячи православных христиан были убиты, церкви и иконы осквернены, а между Востоком и Западом возникла уже не политическая, а кровная вражда.
Византия вернула Константинополь в 1261 году, но она уже не была столь сильна, как когда-то. Спустя два столетия восточная христианская столица была завоёвана Османской империей и перешла под власть мусульман. Многие тысячи верных последователей Христа были уничтожены в результате действий Римско-католической церкви. В 1517 году Мартин Лютер решился открыто выступить против коррумпированных церковных лидеров, которые намеренно искажали Писания ради собственной выгоды. «Отцы церкви» уже давно поклонялись и служили совсем не тому Богу, о котором учили в теории. Автор явления, названного Реформацией, писал в своих трудах о важности единства христиан и единой Церкви.
Мартин Лютер считал, основываясь на текстах Библии, конечно, что Единство церкви должно быть сосредоточено на Иисусе Христе и наделено силой Святого Духа, что очень важно для Бога, потому что только это является мощным свидетельством для погибающего во грехах мира. Только так можно показать неверующим людям, насколько истинен, силён и прекрасен Бог — ведь как ещё группа людей из каждой нации, племени и языка могла бы объединиться для чего-либо?
К сожалению, все эти идеалы так и остались теориями. Иисус Христос не создавал тысячи конфессий, которые существуют сегодня. Он создал одну Церковь. Как говорит Его Слово, когда Господь вернётся, чтобы привести Свою невесту домой, то «великое множество людей из каждой нации, племени, народа и языка» будут поклоняться Ему вместе. Единение осуществится на небесах. Оно возможно и сегодня, но и руководство церковных общин, и даже многие христиане изо всех сил противятся этому, что делает задачу невыполнимой.
Все они просто давно уже забыли о том, что: «Нет ни Иудея, ни Еллина, нет ни раба, ни свободного, нет мужчины и женщины, ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Галатам 3:28). Как и все, казалось бы, невыполнимые указания Иисуса о том, как жить святой жизнью, что это возможно не силой человека, а благодатью Божией. «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Коринфянам 12:9)…