Белорусский автомобильный завод он же БелАЗ ассоциируется в первую очередь с огромными карьерными самосвалами. Что интересно, делать хоть какие-то самосвалы БелАЗ начал лишь в 1960 году спустя 13 лет с момента открытия завода. Первоначально предприятие производило главным образом «специальные машины»: катки, асфальтоукладчики, кусторезы, снегоуборочную технику, погрузчики, бульдозеры, аэродромные тягачи и т.п. Курс на производство самосвалов был взят только после перепрофилирования завода. Впрочем, даже спустя 63 год живет БелАЗ далеко не только с производства грузовиков-великанов.
И все же говорить мы будем именно про них.
Основным покупателем продукции белорусского «БелАЗ» (не только самосвалов) была и остается Россия. На ее долю приходится от 60 до 65% поставок. Оставшиеся 35-40% продаж приходятся главным образом на страны Азии и Африки. Техника «БелАЗ», включая собственно знаменитые самосвалы, широко используется в Индонезии, Вьетнаме, Индии, Монголии, Анголе, Зимбабве, Марокко и ЮАР. В лучшие времена технику «БелАЗ» неплохо покупали и в странах Запада, в первую очередь в Европе: Польше, Сербии, Эстонии, Болгарии. Правда, после введения санкций в 2021 году этих рынков белорусское предприятие лишилось.
Среди самосвалов лицом и гордостью белорусского предприятия на сегодняшний день является модель БелАЗ-75710 – карьерный самосвал для транспортировки горной породы с грузоподъемностью 450 тонн. Белорусское творение является первой в истории машиной в классе карьерных самосвалов особо большой грузоподъемности. Более того, на сегодняшний день БелАЗ-75710 остается еще и самым большим самосвалом в мире! При полной массе машины в 840.5 тонн самосвал в 2014 году смог поставить рекорд Гиннеса, перевезя груз весом 503.5 тонны. Само собой, такая нагрузка является чрезмерной, а потому вредной для работы в штатном режиме.
Что интересно, идея создания карьерного самосвала повышенной грузоподъёмности появилась на «БелАЗ» в ходе глобального экономического кризиса 2008 года. Тогда в мире резко сократилась рентабельность горнодобывающего бизнеса, покупать карьерные самосвалы стали заметно хуже. Поэтому белорусы решили создать новую машину по формуле «лучше меньше, да больше». Меньше машин – больше грузоподъемности. Подобная техника стоит дорого, зато ремонт одного самосвала скорее всего будет дешевле ремонта даже двух. Кроме того, сокращение количества машин позволяет горнодобывающим компаниям держать меньшие штаты водителей и техников. Наконец, купить один новый дорогой и очень большой самосвал в какой-то момент оказалось выгоднее, чем покупать много машин, но поменьше…
Белорусский БелАЗ-75710 — машина «большая» во всех смыслах. Стоит карьерный самосвал порядка 12 млн долларов. В движение великан приводится парой двигателей суммарной мощностью 4 600 л.с. До введения санкций белорусские самосвалы оснащались немецкими двигателями от MTU Friedrichshafen — MTU DD 16V4000, в последствии был осуществлен переход на аналоги из других стран. Во время работы ездят такие машины, прямо скажем, не быстро, хотя порожний 75710-ый в ходе испытаний на шоссе удалось разогнать до 64 км/ч.
Наверняка многим будет интересно узнать, сколько стоит заправить одного такого тяжеловеса. В России на полную заправку одного БелАЗ-75710 нужно потратить примерно 250-300 тысяч рублей! А теперь представьте, сколько денег в виде горной породы в своем кузове каждый день должен возить этот самосвал, чтобы оставаться рентабельным. На 100 км пути карьерный самосвал в среднем потребляет 1 300 литров горючего. При этом баки машины вмещают 5 600 литров. Этого хватает чуть больше, чем на одну смену… Помимо этого в машину нужно время от времени заливать 538 литров моторного масла, 890 литров охлаждающей жидкости и 1 800 литров гидравлической жидкости.