«Чтобы победить – и тысячи мало, чтобы умереть – довольно и трехсот», — такие слова якобы произнес спартанский царь Леонид перед походом к Фермопилам навстречу персидской армии. Красивые слова, которые отлично передают дух произошедшего в заветном ущелье. Однако, как и любые красивые и пафосные слова исторического персонажа, они почти со 100% вероятностью являются апокрифом. Иначе говоря, ничего подобного Леонид скорее всего не говорил.
Другой важный вопрос заключается в том, сколько у царя Спарты на самом деле было воинов.
1. Миф о Фермопильском сражении: между подвигом и самоубийством
Фермопильское сражение является, пожалуй, самой известной битвой эпохи греко-персидских воин. В европейской культуре подвиг 300 спартанцев стал символом самоотверженного героизма и бесстрашия. И нужно ли говорить, что за многие столетия восприятие сражения в первую очередь как культурного феномена, сильно исказило восприятие объективной действительности. Другими словами, бой в Фермопилах превратился в откровенный миф об одновременного героическом, жертвенном и самоубийственном походе спартанцев.
Нужно ли говорить, что поход точно не был самоубийственным в представлении греков? Хотя сражение того и заслуживает, но полностью описывать его реконструкцию мы сейчас не станем. Перечислим лишь опорные события случившегося. Греки пришли с армией к Фермопильскому ущелью, надеясь перекрыть армии Ксеркса I путь. В то месте, где встали эллины, ширина тропы составляла всего 10-15 метров. Таким образом полисное ополчение надеялось парировать численное превосходство персидской армии. План был прост, надежен и разумен: стоим и обороняемся до тех пор, пока армия Ксеркса не начнет испытывать проблемы со снабжением, болезнями и дезертирством. Таким образом ни о каком самоубийственном походе речи не шло.
Греческий археолог Спиридон Маринатос (справа).
Однако, все пошло не по плану. На третий день осады Фермопильского ущелья персы нашли обходную тропу. Оказавшись под угрозой окружения и разгрома, основная часть греческой армии покинула Фермопилы. Отход основных сил остался прикрывать царь Леонид с относительно небольшим контингентом. В конечном счете, в ходе одной их стычек сам царь Спарты погиб. Когда выживших почти окружили, они отошли из ущелья на холм рядом с Фермопилами и попытались организовать оборону там. Там же произошел и последний бой. Судя по всему, остатки полисного ополчения просто окружили и засыпали стрелами, что отчасти подтверждают данные археологии.
2. Так сколько было спартанцев на самом деле?
Самый честный ответ – мы не знаем. Так же как не знаем, сколько на самом деле было персов. Конечно, у нас есть источники, из которых мы можем черпать сведения. Однако, 100% объективности они не дают. Есть корпус греческих историков, писавших о Фермопильском сражении. Есть результаты археологических раскопок Спиридона Маринатоса, проведенных в 1939 году. Со всей уверенностью можно сказать три вещи. Первая – сражение было. Вторая – сражение было достаточно крупным. Третья – благодаря археологии мы неплохо представляем, как разворачивались события.
Но вот что касается числа воинов, то здесь начинаются большие проблемы. Согласно древнегреческому историку Геродоту, численность полисного ополчения эллинов составляла не менее 5 200 человек (далеко не 300). Но по этому же Геродоту, персов в Фермопилах было не менее 1.8 млн! Правильно, чего их басурман считать-то… Хотя в оправдание Отца истории можно сказать, что никаких возможностей осуществить хотя бы примерные подсчеты персидского войска у него не было. С другой стороны, своих то братьев-эллинов древнегреческий историк скорее посчитал относительно верно.
Для нас же куда интереснее, что Геродот называет не просто цифру, но также перечисляет прибывшие к Фермопилам контингенты по месту «прописки». Древний автор перечисляет следующие контингенты: Спарта – 3 сотни гоплитов, мантинейцы – 5 сотен, тегейцы – 5 сотен, аркадские орхоменцы – 120 воинов, Коринфяне – 4 сотни, флиунтцы – 2 сотни, микенцы – 80 воинов, феспийцы – 7 сотен, фиванцы – 4 сотни, фокийцы – 10 сотен, «Другие аркандцы» — около 1 000. Также Геродот упоминает о присутствии сил Опунтских локров, которые привели с собой «всё их ополчение», а еще Малийцев и спартанских Периеков, численности которых он не называет. Таким образом у Геродота получаются те самые заветные «не менее 5 200 воинов». Именно столько должно было быть с царем Спарты Леонидом в первый день сражения.
Но сколько осталось на третий? Точных сведений на этот счет нет, однако упоминается, что кроме спартанцев прикрывать отход основных сил эллинов остались ополчения фиванцев и феспийцев. При условии, что к третьему дню стычек с персами контингенты греков понесли какие-то потери, точную цифру определить сложно. Исследователи называют численность заградительного отряда в пределах от 500 до 1 400 человек. Примерно такие силы оставались в Фермопилах до самого конца и сдерживали проход армии захватчиков.
Отдельно стоит отметить о том, что все описанное выше в первую очередь основано на свидетельстве Геродот. При этом существую и куда более «оптимистичные» оценки сил греков в Фермопилах. Так, спартанский царь Павсаний (правил Спартой через 30 лет после гибели Леонида) называл общую численность греческой армии на момент первого дня сражения в 11 200 человек. Греческий историк римского периода Диодор в своих изысканиях насчитал до 7 700 греческих воинов. Таким образом ни о каких 300 спартанцах в действительности речи идти не может. Тем более, что даже на третий день в ущелье оставались далеко не только они.