Имя Эмиля Мориса практически не известно общественности. И это несмотря на то, что он был личностью неординарной и сумел выстроить свою жизнь, совмещая несовместимое. Часовщик еврейского происхождения был дружен с Гитлером, но при этом, сумел дожить до старости. Как еврею вообще удалось появиться у истоков социал-демократической партии, и почему Гитлер произвел его в почетные арийцы, закрыв глаза на его истинное происхождение? Впрочем, Морис при необходимости то скрывал свои еврейские корни, то напротив, демонстративно гордился ими.
Как выжил еврейский друг фюрера Эмиль Морис
Эмиль Морис родился 19 января 1897 года. Его семья была довольно обеспеченной, отец занимался производством удобрений и преуспевал в этом. Однако коммерческий успех предприятия не был долгим, передать бизнес детям у главы семейства не получилось. Им пришлось получать профессию. Морис поступил учеником одному из часовщиков. Это пришлось как раз на период Первой мировой войны. Морис был призывного возраста, и большинство его сверстников отправились на фронт.
Сам же он сумел избежать участия в военных действиях. Неспешно получал военное образование, был в составе немецкой армии. Вот только к моменту, когда он был готов отправиться на фронт – война закончилась.
Дорога в НСДАП
В начале 1919 года он возвращается в Мюнхен, получив увольнение с армии. Времена были неспокойные. Страну то и дело штормило из-за проигранной войны, расшатанной экономики, толпы бывших солдат, которые не могли найти себе работу. Мориса это касалось мало, ведь у него была весьма востребованная по тем временам профессия. Однако это не мешало ему участвовать в политической жизни страны, вовлекаясь в создание партий, которые на тот момент возникали одна за другой.
Так он втянулся в партию рабочих Дрекслера. Партийцы основали ее в пивной и там же собирались на «заседания», поэтому политическая жизнь для них активно перемежалась с расслаблением, отдыхом и весельем. И не совсем ясно, что на самом деле стояло в приоритете: любовь к Германии или кутежам. Примерно же в этот период в партию попадает Гитлер, который на тот момент являлся кем-то вроде политрука, если говорить на советский манер, и проводил проверку партий. Делал он это лично приходя на их заседания.
Партия рабочих была одной из множества мелких объединений, которые появлялись в Германии чуть ли не ежедневно. Гитлер, на одном из их заседаний в пивнушке, начал спор. Так он привлек к себе всеобщее внимание, ведь оратором он был отличным еще с молодости. Партийцы поняли, что такого пламенного дискуссионера неплохо бы заполучить в свои ряды. Гитлеру идея партии нравилась, он считал, что стоит лишь слегка сменить курс. Как бы то ни было, в партию будущий фюрер вступил. Слава о нем разлетелась очень быстро, численность партии увеличивалась. Люди приходили послушать его.
Знакомство с Гитлером
Морис вступил в партию чуть позже Гитлера. Партийные номера, для того чтобы придать веса партии, стали выдавать начиная с 500 номера. У Гитлера был 555 номер. Морис получил 594. Учитывая, что на тот момент численность партии была весьма скромной, абсолютное большинство были знакомы друг с другом. Гитлер и Морис жили неподалеку друг от друга. Гитлеру импонировало, что Морис, в прошлом активно занимавшийся боксом, был незаменим в уличных драках. А беспорядки среди партийцев на тех же митингах, не были редкостью.
После того как Морис несколько раз показал себя в таких уличных драках первоклассным бойцом, была даже сформирована специальная группа охраны. Они отвечали за порядок во время выступлений. Между собой они называли друг друга штурмовиками, им даже удалось раздобыть специальную форму. Однако ради конспирации они значились спортивной командой. Так или иначе, Морис тоже был весьма заметной фигурой в партии.
Несмотря на то, Морис и Гитлер явно благоволили друг другу, истинной дружбы между ними еще не было. Однако этому поспособствовал случай. Так, 4 ноября 1921 года в одну из пивнушек, где выступал Гитлер, ворвались коммунисты, и завязалась драка. Конечно, главной целью был Гитлер. Численное преимущество было не на стороне партии рабочих. Однако благодаря самоотверженности Мориса, который бился не жалея себя, им удалось отбиться. С этого времени Гитлер признавал не только мужественность, но и преданность Мориса, считая его своим надежным другом.
Почему он похож на еврея?
Однако внутренние интриги лишили Мориса поста руководителя группы штурмовиков. Не помогло даже расположение Гитлера. По мере укрепления позиций партии стало предъявляться больше требований и к ее руководителям. Учитывая, что в послевоенной Германии было огромное количество ветеранов, то Морис, который опыта боевых действий не имел, но руководил штурмотрядом, вызывал в свой адрес критику. К тому же он был слишком черноволос, да к тому же кучеряв. Вовсе не имел черт, которые выдавали бы в нем истинного арийца.
Гитлер не стал идти против воли партийцев. Вскоре Морис оставил свой пост, но получил куда больше, чем имел. Лидер партии, всегда крайне щепетильно относившийся к своей безопасности, сделал его своим шофером и телохранителем. Под его началом была создана штабная охрана, они отвечали за охрану фюрера. Причем подчинялись они напрямую Гитлеру. Главой охраны был назначен ветеран войны Юлиус Шрек, однако фактически ключевую роль здесь играл Морис.
Во время пивного путча Морис охранял Гитлера с оружием в руках, вместе они были арестованы. Морис просидел в камере на месяц дольше Гитлера. Фюрер лично поехал встречать друга, когда его освободили. На этот момент Гитлер уже не доверял штурмовикам, было решено создать другую более сильную единицу. Производился набор поверенных лиц для штабной охраны и отряда, носившего имя Адльфа Гитлера. Именно на это основе был создан СС.
К этому времени отношения Гитлера и Мориса были максимально дружескими. Морис мог при всех обратиться к нему на «ты» и открыто называть его своим другом.
Почему Гитлер поссорился со своим еврейским другом
Вероятно, дружба антисемита с его еврейским товарищем продолжалась бы еще многие годы, если бы Гитлер не уговаривал Мориса наконец связать себя узами брака. Впрочем, это было нормальной практикой, он активно вмешивался в личную жизнь не только своих подчиненных, но и всей страны в целом. И все бы было ничего, но из сотен вариантов, среди всех прекрасных ариек, Морису по душе пришлась племянница фюрера Гели Раубаль. Гитлер имел странную привязанность к этой девушке. Опекал ее настолько, что в конце концов она покончила собой. Он не мог позволить Морису жениться на ней, между друзьями произошел конфликт.
Обиженный еврей не нашел ничего лучше, чем потребовать все деньги у партии, которые ему задолжали (в этот период партия бедствовала). Бывший часовщик даже подал в суд на родную партию, чем вызвал бурю негодования у бывших коллег. Несмотря на то, что у социал-националистов на тот момент были серьезные финансовые проблемы, Морису пришлось заплатить. Морис на эти деньги открыл магазин часов и снова стал работать часовщиком.
Четыре года бывшие друзья не общались друг с другом. Морис больше не лез в политику и чинил часы. Гитлер же семимильными шагами шел к власти. И вот, в 1933 году Морис записался на личную встречу с Гитлером. Старые друзья решили забыть друг другу все обиды. Морис снова вошел в состав СС и даже получил золотой значок. Морис оставался предан Гитлеру. Например, в ночь длинных ножей, когда охрана Гитлера расправлялась со штурмовиками, Морис, некогда стоявший у истоков обеих организаций, был исключительно на стороне Гитлера.
Вскоре Морис женился, правда, на их свадьбу Гитлер приехать не смог. Зато с удовольствием навещал их дом, чем вызывал жуткую зависть у Гиммлера, который очень ревностно относился к старым друзьям фюрера. Возможно, именно эта зависть заставила Гиммлера написать письмо фюреру с заявлением о том, что Морис – еврей. Поскольку он является членом СС, то он должен иметь безупречное происхождение. Причем официально каждый офицер СС должен был представить документ о том, что в его роду не было евреев, начиная с 18 века. Морис же предоставить такие документы не мог.
Какого же было разочарование Гиммлера, когда Гитлер отреагировал на эту новость абсолютно спокойно. Заявив, что в порядке исключения и Морис, и его братья могут спокойно служить в СС. Позже он получил звание оберфюрера.
Послевоенное время
Морис был арестован в конце мая 1945 года. На допросах он старался максимально дистанцироваться от всего, что связано с нацизмом и Гитлером. Впрочем, знакомства с фюрером не отрицал, но разве же это преступление? Поддерживать его антисемитские настроения он не мог, поскольку сам имеет еврейские корни.
Он был приговорен к четырем годам лишения свободы. Но вскоре его освободили, он настаивал на том, что его еврейское происхождение априори делает его невиновным. На свободе он снова стал заниматься починкой часов и дожил до 75 лет. Его стену украшал портрет своего еврейского деда, видимо, чтобы ничего не намекало о том, что он близкий друг самого страшного человека столетия.