Эта трагедия, случившаяся в ночь с 15 на 16 декабря 1906 года, повлекшая гибель первого в мире круизного лайнера, построенного для роскошных путешествий, унесла жизнь и его опытного капитана Х. Брунсвига. Несмотря на то что никто из пассажиров не пострадал, капитан не смог вынести позора от допущенной им нелепой ошибки, и распорядившись организовать эвакуацию пассажиров, добровольно ушел из жизни.
Кем был построен первый круизный лайнер «Принцесса Виктория Луиза»
Президент судоходной компании Альберт Баллин
В конце XIX века у немецкого предпринимателя Альберта Баллина, президента судоходной компании, возникла новаторская идея — организация круизов. В комфортных и неторопливых морских путешествиях, доступных каждому человеку, он видел будущие перспективы стремительно развивающегося общества и неплохой источник дохода для своей судоходной компании, занимавшейся доставкой грузов через Атлантику.
Сын датского иммигранта, Альберт Баллин возглавлял иммиграционное агентство своего отца с 1874 года, и зарекомендовав себя как успешный предприниматель, стал частью немецкой элиты, несмотря на свое еврейское происхождение.
В 1886 году он превратил свой семейный бизнес в независимую судоходную компанию. Баллина заметило руководство крупнейшей судоходной компании Hamburg-America Line и предложило ему пост генерального директора компании.
Идея переоборудования грузовых судов в круизные лайнеры была отвергнута Баллином, он решил заказать строительство специального лайнера, предназначенного для морских путешествий. Хотя некоторые руководители компании скептически отнеслись к этой идее, считая, что люди будут путешествовать по необходимости, но они не станут подвергать себя опасностям и неудобствам долгого путешествия только ради сомнительного удовольствия.
Первый в мире круизный лайнер «Принцесса Виктория Луиза»
Но Баллин был непоколебим. Он нанял судостроительную компанию Blohm & Voss для строительства судна, специально оборудованного для круизов.
Дебютный рейс из Гамбурга в Нью-Йорк
На рубеже XIX и ХХ веков круизный лайнер длиной 407 футов и водоизмещением 4 419 тонн был готов к эксплуатации. Он имел двухвинтовые двигатели, способные эффективно рассекать воду и достигать скорости 19 миль в час, имел 120 просторных кают первого класса, каждая из которых была оборудована туалетом, ванной и элегантной европейской мебелью. В каютах были иллюминаторы с двойным освещением, которые можно было открыть при нахождении судна в теплом климате.
Кроме того, на лайнере имелись просторные прогулочные палубы, ресторан, большая столовая, спортивный, общественный и бальный залы, роскошная художественная галерея, библиотека, курительная комната и темная комната для фотографов. А пассажиры могли наслаждаться изысканной кухней и великолепной игрой корабельного оркестра.
Лайнер получил название «Принцесса Виктория Луиза» в честь единственной дочери немецкого императора, с которой Альберт Баллин был хорошо знаком. Чтобы соответствовать своему имени и привлечь нужную клиентуру из высшего общества, лайнер был создан по образцу королевских яхт Европы. Он был редкого в то время белого цвета, излучая элегантность, изысканность и роскошь.
Дебютный рейс лайнера состоялся 5 января 1901 года по маршруту Гамбург — Нью-Йорк, с заходом на Карибские острова, он длился 35 дней. На торжественной церемонии спуска лайнера на воду присутствовал сам Вильгельм II, который остался недоволен тем, что лайнер оказался больше и роскошнее его собственной императорской яхты.
Трагическая ошибка капитана Брунсвига и дальнейшая судьба лайнера
Лайнер и его капитан Брунсвиг
В течение почти шести лет «Принцесса Виктория Луиза» совершала круизы по разным маршрутам, обслуживая состоятельных пассажиров, восхищавшихся условиями, которыми мог похвастаться не каждый первоклассный отель. Но судьба роскошного лайнера оказалась недолгой.
Его карьера подошла к концу во время круиза по Вест-Индии. В ночь на 16 декабря 1906 года судно должно было войти в гавань Кингстона, но его капитан Брунсвиг решил стать на якорь в Порт-Ройале, приняв маяк в Пламб Пойнт за маяк в самой западной точке Порт-Ройала.
Направляясь на север, на скорости 14 узлов, около 10 часов вечера, когда вечерняя жизнь на лайнере была в полном разгаре, судно врезается в скалу, поднявшись на нее носовой частью. Внезапный и сильный удар сбивает всех с ног, на судне слышен скрежет металла, мерцают огни, ревет сирена, всеобщая паника охватывает пассажиров лайнера.
Капитан Брунсвиг врывается на мостик и обрушивает свой гнев на вахтенного офицера. Он понимает, что судно село на мель, но пока не догадывается, насколько это опасно для команды и пассажиров. За окнами лайнера черная ямайская ночь не дает ни малейшего представления о масштабах и последствиях катастрофы.
Постепенно капитану начинают поступать сообщения о повреждениях в левом борту, о затоплении нескольких отсеков, смещении двигателей и множественных утечках топлива. Пока не сообщают о жертвах, но воображение капитана Брунсвига рисует страшные картины.
Капитан проводит экстренное совещание со своими офицерами, приказывает позвать на помощь и провести эвакуацию всех пассажиров на ближайший берег, но в условиях ночи это сделать практически невозможно.
Не дожидаясь утра, капитан идет в свою каюту, достает пистолет и стреляет себе в висок. Пассажиры и экипаж проводят тревожную ночь на севшем на мель судне, до утра они ни о чем не догадываются.
Утром начинается эвакуация. Немецкий крейсер «Бремен» и французский учебный корабль «Дюге-Труэн» приходят на помощь севшему на мель кораблю и спасают его пассажиров. Тогда же становится известно о трагической гибели капитана Брунсвига.
Лайнер также пытаются отбуксировать к берегу, но безрезультатно. В течение трех дней он находится на месте катастрофы под продолжающимися ударами волн, которые оттолкнули его еще дальше от берега, с резким креном влево, и заполнили водой еще несколько отсеков. Последующий осмотр судна выявил его серьезные повреждения, после чего лайнер был оставлен в море и затонул, разделив судьбу своего капитана.