История Франции знает немало примеров того, как представители аристократии, чувствуя свою безнаказанность, совершали ужасающие преступления. Яркий пример тому — знаменитый маркиз де Сад, который подарил миру известный термин своего имени. Также не отставали герои революции, такие как маниакальный гильотинёр и охотник на ведьм Максимилиан де Робеспьер…
И если с этими всё ясно, то с бароном де Рэ не всё так однозначно. Когда судьями и обвинителями выступают твои политические оппоненты и не такое бывает…
Все мы родом из детства
Жиль де Рэ родился в семейном замке в Шамптосе-сюр-Луар в семье Гая II де Монморанси-Лаваля и Марии де Краон в 1404 году. Он был очень умным мальчиком, знал несколько языков и был очень способен к разным наукам. К сожалению, он рано остался круглым сиротой — оба родителя умерли, когда Жилю было всего 11 лет. После этого их с братом отправили на воспитание к дедушке по материнской линии, Жану де Краону.
Жиль де Монморанси-Лаваль, барон де Рэ, граф де Бриен, сеньор д’Энгран и де Шанту.
Краон был интриганом, каких свет не видывал, а уж алчен был и того больше. Он был одержим идеей женить Жиля на богатой наследнице и не останавливался ни перед чем в достижении этой цели. В конце концов, богатую невесту он просто украл, а родственников, которые возражали, сжил со свету, бросив в темницу своего замка. Так его внук стал супругом Катрин де Туар Бретонской, которая была наследницей Вандеи и Пуату.
Памятник Бертрану дю Геклену — герою Столетней войны, который помог Франции выстоять тогда, когда Орлеанская дева ещё не родилась.
Серый кардинал в свите знаменитой воительницы
Столетняя война была выиграна французами не в последнюю очередь благодаря участию в ней девушки по имени Жанна д’Арк. Культовая воительница, которую также называли Орлеанской девой, потому как осада этого города была снята благодаря тому, что она смогла повести за собой в бой французских солдат. Именно поэтому, король по праву наследования, но не имевший трона, смог короноваться и стать правителем Франции Карлом VII.
При помощи Жанны и поклоняющихся ей солдат, король смог окончательно победить англичан, оттеснив их на острова. На континенте им остался подконтрольным лишь портовый город Кале. Всё это известно из истории. Только мало кто упоминает, что Орлеанская дева, конечно, вела за собой армию и вдохновляла на победу, но был при ней некто, кто незаметно исполнял функции командующего, а заодно и телохранителя. Этим серым кардиналом в тени д’Арк был Жиль де Рэ. Он был опытным полководцем и самым преданным сторонником Орлеанской девы.
Милла Йовович в образе Жанны д’Арк.
После окончания войны Жиль де Рэ был назначен маршалом Франции. Король умел быть благодарным. Чуть более 10 лет спустя французы были шокированы тем, что герой войны, соратник самой Жанны д’Арк, доблестный рыцарь, вернувший Франции её славу, был привлечён к ответственности по множеству просто ужасающих, не укладывающихся в голове, обвинений.
Кадр из фильма о Жанне д’Арк, где Жиля де Рэ играет Венсан Кассель.
Великий полководец, учёный и никудышный политик
Жиль де Рэ был одним из самых влиятельных людей во Франции, но это в итоге никак не помогло ему. Видимо, юноша плохо усвоил уроки своего хитрого деда, прожжённого интригана. Молодой барон вёл себя неразумно. Он тратил деньги без счёта и совершенно не думал о будущем. В результате, заимел весьма могущественных врагов, которые только и ждали удобного момента, чтобы его уничтожить.
Жиль де Рэ сумел нажить себе массу могущественных врагов.
Жиль де Рэ был верующим христианином, но очень интересовался алхимией. Более того, он верил, что с помощью этой науки сможет пополнить свою казну. Получилось так, что барон, с одной стороны, построил церковь, которую назвал «Часовней Святых Невинных», а с другой стороны, проводил время в обществе сомнительных личностей, именовавших себя волшебниками и алхимиками. Кстати, по иронии судьбы, в часовне был хор мальчиков, которых отбирал сам Жиль.
Маршал был так увлечён наукой и религией, что совсем не обратил внимания, что вокруг его персоны сгущаются очень тёмные тучи. Сначала поползли слухи, что в окрестностях его замка пропадают дети. Политические противники барона ждали удобного случая. И он представился (или был подстроен). Был похищен священник его прихода и свидетели показали на барона. В документах того суда никакие убийства не фигурировали. Потому что никого не волновали какие-то пропавшие крестьянские дети.
Монстр или жертва
Историки расходятся во мнениях по этому поводу. Если брать во внимание только факты, то вывод напрашивается сам. Жиль де Рэ поначалу не был жестоким убийцей. Да, он был неразумен во многих вопросах и связался не с теми людьми. Его навязчивые идеи о превращении свинца в золото свели его с неким шарлатаном по имени Франсуа Прелати. Этот гнусный обманщик не был никаким учёным-алхимиком, он был простым клерком из Тосканы. Прелати убедил барона, что он находится в тесном контакте с демонической сущностью по имени «Бэррон» и может помочь Жилю в его изысканиях. Увлечение оккультизмом обошлось в итоге слишком дорого бывшему герою Столетней войны.
Как утверждают некоторые, де Рэ никогда не приносил никаких жертв сатане. Предположительно, он использовал лишь кровь своих жертв и некоторые части их тел. Сам он ничего не делал, а отдавал всё мошеннику Прелати, который говорил, что вступает в контакт с потусторонним миром. Это, по некой «счастливой» случайности, всегда происходило только тогда, когда барона рядом не было. Аферист убеждал его, что так надо, а иначе ему придётся продать душу дьяволу, чего Жиль точно не хотел.
Валери Огден, исследователь и историк, написала в 2014 году книгу «Синяя Борода». В ней подробно задокументированы все события, связанные с ужасающими преступлениями Жиля де Рэ. Огден утверждает, что действия барона были вызваны как травмирующими событиями детства, так и смертью Жанны д’Арк, которая спровоцировала посттравматическое стрессовое расстройство. Проблема этой книги в том, что основными источниками были протоколы судебных заседаний, а вторичные источники были написаны несредневековыми историками или историками-любителями. Потому к изложенному, мягко говоря, доверия мало.
Слишком многие хотели избавиться от неразумного барона. Его обвинители оказались в огромном выигрыше после его казни. Когда судьи и обвинители являются главными выгодополучателями, то о какой объективности может идти речь? Как говорят историки, которые не поддерживают версию о том, что де Рэ монстр, по всей Франции тогда пропадало около двух десятков тысяч детей. Никого эти дети не интересовали. Все свидетельства были получены под пытками. Останки крестьянских детей, которые, предположительно, нашли в его владениях, даже если были убиты бароном или его приспешниками, не были главной причиной ареста Жиля.
Главной причиной на самом деле было то, что Жан, пятый герцог Бретани, желал завладеть поместьями, принадлежавшими Жилю де Рэ. Поэтому он объединился с Жаном де Малеструа, епископом Нанта, который начал собирать доказательства по делу де Рэ. В 1440 году Малеструа обнародовал свои открытия. Естественно, сильно приукрасив все детали дела. В итоге 14 сентября 1440 года он выдал ордера на арест всех причастных. Слуги Жиля подтвердили, что похищали для него мальчиков. Также они обвинили барона в том, что он их насиловал, а затем отрезал им головы. В деле было очень много совершенно диких подробностей. Сам де Рэ признался во всём, в чём его обвиняли. Опять же — под пытками.
В результате, Жиль де Рэ был признан виновным по всем пунктам обвинения и приговорен к смертной казни через повешение с одновременным сожжением 26 октября 1440 года. По неизвестной причине труп де Рэ был спасён из огня, прежде чем превратиться в пепел. Спустя 5 столетий барон был реабилитирован. Но на самом деле точно никто не может сказать, было ли хоть что-то правдой во всех тех страшных обвинениях, был ли Жиль де Рэ чудовищем или невинной жертвой…