В старину конный транспорт был для людей единственным способом добраться из глубинки до больших городов. Но лошадь живое существо, а значит имеет больше ограничений, чем автомобиль. И все же на ней передвигаться было значительно легче и быстрее, чем пешком. Несмотря на все сложности, даже великий поэт XIX века Александр Сергеевич Пушкин не отказывал себе в удовольствии путешествовать, используя конные повозки.
Вот какие тонкости были у таких путешествий…
Какое расстояние преодолевали в старые времена на лошадях за сутки
На двух или трех лошадях в упряжке с повозкой расстояние преодолевалось быстрее. Животным вместе легче тащить экипаж на колесах, чем нести на себе всадника. За один день можно было проехать от 130 до 250 км. Но такое было возможным, если их меняли через определенное расстояние. Для этого существовали специальные станции, где уставших лошадей меняли на новых, но за определенную плату.
Человек на собственной лошади двигался еще медленнее, но обходилась ему дорога значительно дешевле. При таком способе передвижения большие расстояния были не выгодными, потому что пришлось бы делать много стоянок. Так люди могли добираться до ближайших населенных пунктов, решая свои насущные проблемы. Выехав утром, лошадь с телегой преодолеет всего лишь 20-30 км. К вечеру можно достигнуть цели. Но вот царские особы могли позволить себе роскошь, и проехать за один день от 300 до 500 км за сутки. Так путешествовал Николай 1, который любил скорость и ему все было доступно.
Сколько времени тратил Александр Пушкин на путешествия
Поэт, Александр Сергеевич Пушкин, любил путешествовать. Он не засиживался дома, отправляясь то в столицу, то к друзьям в разные города России. Дорога, которая укладывалась в один день для него не была сложной, потому что мог быть в пути от 3 до 7 дней.
Самыми дальними пунктами для Александра Пушкина было посещение Москвы, Петербурга. Дорога составляла почти 750 км, или 702 версты по старинным меркам. На это у писателя уходило в среднем 3 дня. Иногда немного больше, если в дороге случались поломки с повозкой или непредвиденные обстоятельства с лошадьми. Но это была лучшая трасса среди остальных дорог. На ней скорость могла доходить до 250 км в день, если все обстоятельства складывались удачно.
Александр Сергеевич Пушкин часто курсировал между Петербургом и селом Михайловским. Несмотря на то, что это расстояние было короче, чем до Москвы, дорога занимала практически столько же времени. Иногда только на четвертые сутки поэт мог добраться до цели. На это влияло состояние дорог.
Путь в Псков из села Михайловское и обратно в Москву мог пройти гладко, или затянуться. Если появлялись преграды, то поэт за один день проезжал только 130 верст. К друзьям в Полотняный Завод можно было добраться всего за сутки, что не сравнить с дальностью поездки в Одессу. Это путешествие было по «казенной надобности», но на дорогу ушла вся неделя.
Как работал конский извоз в былые времена
До появления первого железного транспорта людям приходилось довольствоваться конями. Поэтому на лошадей в былые времена существовал большой спрос, особенно, когда нужно было куда-то добраться. Животных необходимо было менять, и где-то брать «свежих», отдохнувших, чтобы продолжить путь. Так начали создаваться почтовые станции – место, где можно было обменять лошадей, отдохнуть и найти ночлег задержавшемуся путнику.
Станции находились друг от друга на расстоянии примерно в 20-25 км. Это позволяло лошади при сильной нагрузке получить своевременный отдых, а путнику новое средство для передвижения. Этим пользовались часто хозяева станций, и вольные ямщики, которые не гнушались «заломить» цену за версту. Срочно и без промедлений лучших лошадей получали царские особы, чиновники и курьеры. У них было постановление, которое им давало преимущество.
Смотрители почтовых станций всегда имели про запас хороших коней и на этом старались получить лишнюю копейку. За добавочную сумму к существующему тарифу они могли разрешить взять свободную. Обходилось такое удовольствие не дешево. Каждая верста стоила от 1 до 1,5 копейки за одну лошадь и один прогон, а иногда путешественнику приходилось и переплачивать. Поэтому дорога в 500 или 700 верст сильно отражалась на кошельке поэта. Но даже деньги не всегда помогали, и приходилось засиживаться на станциях в ожидании лошадей. Если путник двигался на своих, то ему дорога стоила всего 25 рублей за такое же расстояние.
Дешевле обходилось путешествие для тех, кто получал особый документ в ведомствах, который назывался «подорожной». С такой бумагой заехавший путник получал сразу же замену лошадей и отправлялся снова в дорогу. Людей, ехавших по казенным делам, нельзя было задерживать.
Путник мог использовать собственную повозку или взять напрокат на станции. От этого зависел его комфорт в дороге. Экономия порой оборачивалась большими хлопотами с экипажем. Слабым звеном были колеса, которые ломались. Это не только тормозило движение, но и угрожало здоровью как путнику, так и лошадям.
Медленное или быстрое передвижение на конях все же упрощало путешествие. С собой можно было брать вещи, которые крепились на повозке. Меньше было хлопот, когда она была своя, тогда багаж оставался на месте. Если приходилось повозку брать в аренду на станциях, то и вещи каждый раз переносились. Из-за этого действия конный транспорт стали называть «перекладным».
Какие возможности у лошади, и почему мощность автомобиля связывают с ее силами
Технические изобретения в старину часто воспринимались с опаской, потому что люди больше надеялись на привычный способ работы. Ученый Джеймс Уатт в конце 18 века придумал паровой двигатель, мощность которого измерил лошадиной силой. Это доступно показало людям, что механика может сделать больше, а процесс станет дешевле. Показатель лошадиная сила – это поднятие 75 кг на 1 метр за секунду.
Кони имеют разную силу, и сравнивать их нельзя. Одна лошадь может даже не дотянуть до показателя, а такой вид, как тяжеловес потянет все три. Сильно увеличиваются показатели во время рывка. Они превышают в 15 раз, но на короткое время. Лошадь не может долго бежать галопом или рысью, это ее обессилит.
В начале машиностроения первый автомобиль не дотягивал даже до одной лошадиной силы. Его мощность составляла 0,75 л. с., поэтому конь запросто обгонял такой транспорт. Технологии позволили улучшить показатели. Для современных авто уже норма 117 лошадиных сил, а некоторые модели удивят показаниями в 830 лошадиных сил.