Пётр Верзилов сравнивает себя с Николаем Гумилёвым и гордится тем, что сегодня он воюет против своих соотечественников. А когда-то он прославился перфомансами в составе арт-группы «Война». Художники-акционисты снискали славу своими радикальными и весьма странными действиями в борьбе за уличное искусство, правда, о прекрасном вообще речь не шла. Все эти шумные, а иногда и довольно омерзительные для простых людей акции были новой формой политического выражения. Пётр Верзилов смог стать известным, однако особой любовью публики не пользовался.
А теперь и вовсе заслужил репутацию предателя.
Мальчик из хорошей семьи
Он родился в интеллигентной семье и с детства отличался не самым спокойным характером. Впрочем, это вовсе не мешало родителям, физику-ядерщику и постановщице школьных спектаклей, любить сына. Вместе с матерью и отцом он жил и учился некоторое время в Японии, а в 12-летнем возрасте его отправили на 4 года к родственникам в Канаду, надеясь, что в новой для себя среде Пётр перестанет хулиганить и научится вести себя прилично. Аттестат о среднем образовании он получил уже в Москве. А в 18 лет прошел процесс натурализации и стал гражданином Канады. Правда, получать высшее образование он решил всё же в России, поступил на философский факультет МГУ, но так его и не окончил, на втором курсе забрал документы.
Зато в университете он познакомился со своей будущей женой. Надежда Толоконникова только поступила в МГУ, а Пётр уже перешёл на 2-й курс, и девушка, по словам Верзилова, покорила его глубоким знанием искусства. Особыми талантами влюблённые не блистали, зато мечтали о мировой славе, решив добиться её, не создавая шедевры культуры и искусства, а устраивая громкие перфомансы. В 2007 году Пётр Верзилов, его жена и ещё двое их соратников создали арт-группу «Война». Целью группы изначально обозначена борьба. Это было не объединение ради искусства, а сообщество, проповедовавшее новые формы политического выражения.
Протестное искусство
Они устраивали громкие перфомансы, иногда неприятные, иногда – прямо омерзительные, проводили их под громкими лозунгами и радовались каждой написанной о себе статье. Создателям арт-группы нужно было не эфемерное самовыражение, им требовалась слава. И они готовы были добиваться её любым путём. Судьбы окружающих, их эмоции и чувства художников-акционистов, как они себя называли, ничуть не интересовали.
Заявившись в один из ресторанов сети McDonald’s в Москве, они стали бросать за прилавок кошек, которых выловили на улицах, и громко кричать: «Свободная касса». Целью акции, по заявлению активистов, было дать возможность насладиться шедевром радикального искусства сотрудникам, вынужденным работать в праздник. И разве имели значение в этом случае какие-то там перепуганные кошки и ничего не понимающие работники McDonald’s?
Впрочем, все проводимые арт-группой акции были крайне неприятными для людей, вынужденных наблюдать за перфомансами участников, начисто отрицающих какие-либо приличия. Пётр Верзилов, кажется, наслаждался возможностью делать всё, что хочется: заниматься любовью с беременной женой на виду у посетителей Тимирязевского музея, выпускать тараканов в суде и совершать другие действия, привлекавшие внимание. Пётр Верзилов и его «друзья по борьбе» называли всё это «русским протестным искусством».
Когда «Война» распалась, имя Петра Верзилова уже было известно, и он продолжил свою недвусмысленную деятельность, заявляя о том, что борется за будущее России. Он научился привлекать к своим акциям знаменитостей, участвовал в политических форумах и митингах. Когда же участниц группы Pussy Riot, одной из которых была его жена, задержали правоохранители, он организовал кампанию в поддержку политзаключённых. Верзилов стал основателем портала «Медиазона», позиционировавший себя, как правозащитный.
С Надеждой Толоконниковой акционист расстался в 2016 году, но продолжает с ней дружить. Дочь Геру, родившуюся в 2008 году через несколько дней после акции в Тимирязевском музее, Пётр Верзилов называет «корешем». Позже Верзилов состоял в отношениях со своей «соратницей по борьбе» Вероникой Никульшиной, но сейчас его сердце свободно. От одиночества он не страдает, несмотря на весьма неоднозначную славу, поклонниц у борца с режимом предостаточно.
Одной из самых громких акций, проведённых Верзиловым, был выход на футбольное поле в Лужниках в июле 2018 года во время проведения финального матча чемпионата мира по футболу. Она тоже была посвящена политзаключённым. В сентябре того же 2018 года Пётр Верзилов попал в московскую больницу с отравлением, позже его перевезли в Берлин, где заявили об отравлении его алкалоидом класса скополамин. Сам Верзилов тут же объявил себя жертвой российских спецслужб. Расследование этого дела не проводилось, а пострадавший после пройденной в Израиле реабилитации вернулся в Москву.
Участие в боевых действиях
Иностранным агентом Пётр Верзилов был признан ещё в 2021 году, а с момента начала СВО он в социальных сетях выказал поддержку Украине и написал о личной ответственности каждого россиянина за происходящее. Спустя всего несколько дней он оказался в Польше, откуда перебрался на Украину. По утверждению Верзилова, он, посоветовавшись со своим близким другом и создателем сериала «Карточный домик» Бо Уилломоном, поехал снимать документальный фильм о происходящем.
Бывший продюсер Pussy Riot собирался выяснить, чем может быть полезен Украине в свете «разворачивающейся трагедии». Поначалу он что-то действительно снимал, но потом, когда основная работа по проекту оказалась закончена, он нашёл новую сферу применения своим талантам и пошёл служить в ВСУ. По утверждению Верзилова, он занимается разведкой в пользу украинской армии и обеспечением логистики. В своём интервью он рассказал, что в ВСУ служит много россиян, но по каждому из них индивидуальное решение принимает командование после тщательных проверок.
Его якобы очень хорошо знают и в руководстве страны, и в командовании, поэтому никаких сомнений его личность не вызвала. И он отправился отдавать свой долг чужой родине туда, куда его поставили. Он гордо говорит о том, что был в Бахмуте, не раз мог погибнуть ещё во время съёмок фильма, неоднократно попадал под артиллерийские обстрелы. Верзилов очень красочно и с душой описывает, как шуршали снаряды у него за спиной, какие интересные ощущения он испытал. О страхе, конечно, он не говорит, как не говорит о личном участии в убийствах, отделываясь витиеватыми фразами о каких-то «своих» задачах.
Однозначно на вопрос, приходилось ли ему убивать, Верзилов отвечать не захотел. Стрелять, дескать, ему доводилось, и вообще во время боевых действий стрелять приходится, но убийство – это личное, когда подходишь и стреляешь солдату в голову или в другую часть тела. Вот в этом смысле он не убивал. Зато он считает бойцов подразделения «Азов», известных своими зверствами и жестокостью по отношению к мирным гражданам и к военнопленным, настоящими героями и патриотами своей страны.
Предательство, как оно есть
Себя же он сравнивает с поэтом Николаем Гумилёвым, который во время Первой мировой войны добровольцем ушёл на фронт. Правда, забывает упомянуть о том, что воевал поэт на стороне России, а не Пруссии, принимал участие в боевых действиях на Волыни, был награждён Георгиевским крестом и орденом Святого Станислава. Впрочем, и гражданство у Николая Гумилёва было российское, а не канадское, как у Верзилова, который воюет на стороне Украины и называет себя патриотом России.
Надо сказать, что интервью Петра Верзилова другому иноагенту Юрию Дудю вызвало широкий резонанс. Журналисты и политики, представители шоу-бизнеса были практически однозначны в своей оценке поступка бывшего художника-акциониста и действующего предателя. Наверное, самые точные и всеобъемлющие слова сказала Ксения Собчак. Даже она не понимает, как можно стрелять в своих, даже если ненавидишь режим. Другие известные личности были не столь сдержаны и просто называли Верзилова словами, обозначающими низкие умственные способности бывшего соотечественника, высказывали мнение о наличие у него психического заболевания и даже сочувствовали ВСУ, которым придётся теперь оправдываться и доказывать, будто у них Верзилов не работает.