До распада СССР подлинная родословная Владимира Ленина держалась в государственных архивах под грифом секретности. А вот начиная с 1990-х, стали всплывать интригующие факты, связанные с его семьёй и национальной принадлежностью. После исследовательских «раскопок» то, что тщательно скрывалось, всплыло и произвело эффект взорвавшейся бомбы. Всех буквально потряс тот факт, что в генеалогическом древе создателя Советского государства Ульянова-Ленина было обнаружено пять ветвей, которые к русским корням не имеют никакого отношения…
Сегодня достоверно установлено, что предками вождя революции были калмыки, мордвины, евреи, немцы и шведы-лютеранцы…
При этом немалый интерес в среде современных биографов вызывают сведения о его предках по материнской линии, а именно представителях рода Гроссшопфов, из которого происходила бабушка Ленина – Анна Иоанновна, а также многих заинтриговали еврейские корни Ильича, прадед и дед которого также по материнской линии, были 100% евреями.
Мария Александровна Ульянова, в девичестве Бланк.
Теперь становится понятным почему в советское время жизнеописание Владимира Ленина преподносилось народу согласно утвержденного канона, а «неудобные» факты тщательно замалчивались. Лишь после краха советского режима то и дело стали появляться публикации о том, что именно мать Ленина — Мария Александровна, не имевшая ни капли русской крови, прививала своим детям антиимперские взгляды. Ей приписывались все смертные грехи: от сексуальной распущенности вплоть до воспитания фанатиков-террористов. А еще всплыла версия, типа свидетельствующая, что настоящим отцом Владимира Ульянова не является Илья Николаевич Ульянов.
Так ли это на самом деле? Давайте разбираться.
Еврейская кровь Ленина
При жизни Ленина почему-то девичью фамилию его матери Марии Александровны Бланк не принято было нигде упоминать. А вот после смерти вождя первыми разобраться со своей родословной решили сестры Ленина — Анна и Мария, которые сперва думали, что фамилия Бланк — французского происхождения. Однако к своему удивлению они быстро вышли на ее еврейские корни.
Мария и Анна Ульяновы.
«Я не знаю, какие у нас, у коммунистов, могут быть мотивы для замалчивания этого факта», — написала Анна Ильинична Ульянова в своем письме Сталину в 1932 с просьбой обнародовать полные сведения о происхождении «вождя мирового пролетариата». Ответ Сталина был категоричен: «Молчать о нем абсолютно!»
Это объяснялось тем, что еще в начале 1930-х годов Сталин взял курс на «национализацию» советской власти, делая упор на русский патриотизм. И поскольку отказываться от опоры на авторитет Ленина для обоснования своей власти «отец народов» не собирался, неожиданно всплывшие факты еврейского происхождения Ленина могли спутать ему все карты. Он считал, что будет лучше, если народ будет воспринимать Владимира Ильича исконно русским человеком. Поэтому сестрам Ульяновым ничего не оставалось, как согласиться с резким отказом главы СССР, который заявил: «Пусть этот факт будет известен через 100 лет».
И этот запрет действовал вплоть до 1991 года. Правда, ещё задолго до этого тайну происхождения матери вождя раскопала писательница Мариэтта Шагинян, которая покопавшись в архиве Ленинградской области, обнаружила интересные сведения о национальном происхождении дедушки Владимира Ильича по материнской линии. Она тут же изложила эту ценную информацию в своем произведении «Четыре урока у Ленина». Но до публикации дело не дошло. Архивные копии документов, в которых содержалась крамола, были изъяты, а сотрудники архива массово пошли под увольнение.
Исраэль (Сруль) Мойшевич Бланк. Владимир Ленин-Ульянов.
А в документах этих свидетельствовалось, что мать Ленина имела в девичестве фамилию Бланк, доставшуюся ей от отца Александра Дмитриевича Бланка, который на самом деле с рождения был евреем по имени Исраэль (Сруль) Мойшевич Бланк. Лишь только в 1820 году дед Ленина принял православие и в крещении стал Александром, а отчество взял по имени своего крестного отца — сенатора Дмитрия Баранова.
Но тут невольно напрашивается вопрос, почему еврейская община Владимира Ленина никогда не считала своим? Ведь евреи всегда с радостью готовы найти еврейские корни у любой мало-мальски известной личности. Думается, разгадка этой тайны заслуживает вашего пристального внимания.
За что прадеда Ленина изгнали из еврейского кагала?
В царской России, впрочем, как и в Европе того времени евреи были нерукопожатными в высших кругах общества, они нередко селились общинами и за чертой города. По отношению к евреям, как национальному и религиозному меньшинству, нередко проводились массовые гонения и погромы. Тем не менее, эти люди, славящиеся своей предприимчивостью, были весьма нужными и полезными. Они охотно давали в долг деньги, умели решать щекотливые вопросы. При этом общение с ними не принято было афишировать. Так как же при таких обстоятельствах достопочтенный Исраэль Мойшевич, дед Ильича, смог замять свои еврейские корни и получить дворянство.
Исраэль (Сруль) Мойшевич Бланк. / Мойша Ицкович Бланк.
Его отцом был трактирщик Мойша Ицкович Бланк, державший трактир в местечке Староконстантинов, что на Волыни. К тому времени Польша уже была разделена, и этот регион относился Российской империи. Мойша был крайне неуживчивым человеком, в судебных тяжбах с соседями он провел практически всю свою жизнь.
Однажды Мойшу обвинили в поджоге (к слову, в пожаре сгорел и его дом), и ему несколько месяцев пришлось отсидеть в тюрьме. После этого он затаил на евреев страшную обиду и постарался всеми способами напакостить своим соплеменникам, отправляя царю-батюшке анонимные кляузы, мол кагал уклоняется от налогов и мухлюет насчет внесения платы за освобождение от службы и т. д.
А когда 1808 году Мойша получил компенсацию в 15 тысяч рублей за сгоревший дом, решил выехать со своей семьёй из волынского местечка в Житомир. Там-то прадед Ленина окончательно открестился от своих еврейских корней, приняв православие. Разумеется, оба его сына Абель и Сруль также вошли в православие под именами Алексей и Александр. Своим дальновидным поступком старый хитрый еврей открыл перед сыновьями все двери царской России – можно было учиться, занимать любые должности и не слышать в спину обидное — еврей. Известно, что оба брата окончили Медико-хирургическую академию в Петербурге и стали очень хорошими врачами, вследствие чего им был жалован дворянский титул.
Спустя годы Мойша Ицкович, всё ещё помня старые обиды на евреев, отправил «на высочайшее имя» императора Николая I проект о незамедлительной и полной «денационализации» российских евреев, которая должна была начаться с их поголовного приобщения христианству. Для этого он предлагал запретить иудеям носить национальную одежду и пейсы, а также обязать иудеев возносить в синагогах молитвы за здравие российского императора и его семьи. Николай I поддержал некоторые из предложений бывшего иудея и принял соответствующий указ.
Именно поэтому евреи, являясь народом с долгой памятью, не могли простить старому Мойше его предательства, в том числе и его потомкам.
Наследница дворянского рода Гроссшопфов
В 1829 дед Ленина — Сруль Мойшевич Бланк (после крещения в 1820-м — Александр Дмитриевич Бланк) в Петербурге познакомился с девушкой из состоятельной немецко-шведской семьи Анной Иоанновной Гроссшопф. У них то в 1835 и родилась дочь, ставшая в будущем матерью вождя мирового пролетариата, которая при рождении получила дворянский титул, а также блестящее домашнее образование. Позже Мария Бланк успешно работала домашней учительницей, а выйдя замуж за пензенского чиновника Илью Ульянова, родила шестерых детей.
Илья Ульянов и Мария Бланк.
Следует также отметить, что мать Марии — Анна Иоанновна в свою очередь была дочерью Иоганна Готлиба Гроссшопфа (1766-1822), в юные годы переселившегося из Северной Германии в Российскую империю. Он служил в Государственной юстиц-коллегии Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел. В 1793 году он женился на Анне Беате Эстедт, шведке по происхождению, дочери золотых дел мастера, впоследствии – учителя по гравировальному искусству Санкт-Петербургской академии искусств Карла Фредерика Эстедта.
Анна Иоанновна была очень образованной женщиной и занималась всесторонним воспитанием своих отпрысков: учила их иностранным языкам, музыке, нотной грамоте, различным видам рукоделия. Но, она рано умерла, осиротив своих детей. Марии Александровне было всего три года, когда отец остался вдовцом. Сестра его жены, свояченица Екатерина стала детям второй матерью и привнесла в быт семьи Бланков добрые традиции семьи Гроссшопфов.
Как следует из вышесказанного, шведские и немецкие родственники В.И. Ульянова всю свою жизнь, до последних дней посвятили себя служению Российской империи и многое сделали для её развития.
Неравный брак
Мария Александровна Бланк, выйдя в 1863 году замуж за Илью Ульянова, имевшего калмыко-мордвинские корни, имела все основания считать свой брак «неравным», поскольку ее отец — Александр Бланк, дослужившись до чина надворного советника, стал потомственным дворянином, в то время как муж происходил из семьи астраханского портного, вчерашнего крестьянина. Отношения между супругами осложняла и постоянная занятость Ильи Николаевича, работавшего инспектором народных училищ и часто находившегося в разъездах. Знавшие семью люди говорили, что он не интересовался семейными делами и практически не участвовал в воспитании своих детей.
Семья Ульяновых.
Однако уже спустя 15 лет Илья Ульянов, дослужившись до чина действительного статского советника, получил право на потомственное дворянство и их шестеро детей были внесены в Родословную книгу и удостоены дворянского статуса и щедрой пенсии. И даже казнь старшего брата Ленина Александра Ульянова за попытку цареубийства, никак не повлияла на все привилегии семейства.
Жизнь Марии Александровны Ульяновой была совсем не простой. После смерти супруга, заслуги которого на ниве российского образования были вознаграждены пятью орденами Российской империи и дворянским титулом, семья лишилась главной опоры. На её плечи легли заботы о воспитании шестерых детей. И как бы ни относись к представителям семьи Ульяновых, нужно признать, что были они людьми высокообразованными. И в этом безусловная заслуга их матери — Марии Александровны.
А ещё женщине пришлось пережить немало тяжких моментов, поскольку на долю её детей, выбравших тернистый путь, пришлось немало испытаний: казнь, заключения, ссылки, вынужденная эмиграция. Однако торжества революции, вождём которой стал её сын, она так и не увидела, поскольку умерла в 1916 году.
Страсти по Марии
В советское время отношение к Марии Александровне Ульяновой по понятным причинам было подчёркнуто уважительное. Её удостаивали только положительных эпитетов, поскольку женщина, родившая вождя революции, не могла предстать перед обществом в дурном свете. Однако, начиная с 1990-х биография Марии Александровны настолько обросла различными мифами и легендами, что сложно отличить вымысел от правды. Поборники свободы и демократии наперегонки начали разоблачать прегрешения стоящих у руля советского режима. В те годы не щадили ни родных, ни близких, вынося на всеобщее порицание, все, что только можно было. Поношению подвергся не только сам Ленин, но и все его ближайшие родственники, в том числе и Мария Александровна.
Император Александр III. / Александр Ульянов, / Мария Александровна Ульянова.
Особенно распространённой в постсоветские годы стала «мифологическая» версия того, что мать вождя революции, будучи фрейлиной при царском дворе, была настолько близка с императором Александром III, что типа родила от него своего старшего сына Александра. И тот в 1887 году, узнав об этом, намеревался убить отца-императора. При этом антисоветчики, распространявшие эту ересь, не удосужились сложить факты в одно целое. Во-первых, Мария Бланк никогда не значилась в царских реестрах фрейлиной, во-вторых, она была на тот момент старше 20-летнего императора на 10 лет. И в-третьих, в то время проживала она с супругом вдали от Петербурга в Нижнем Новгороде и растила старшую дочь Анну, а вовсе не сына.
Однако и это еще не всё. Ввиду того, что Илья Николаевич был в постоянных разъездах, а Марии Александровне приходилось самой управляться с детьми, важным человеком в её жизни стал семейный доктор Иван Сидорович Покровский. Он был холостяком, и часто навещал Ульяновых, а впоследствии даже подолгу жил в их доме на правах «постояльца». Подтверждением привязанности к семье Марии Александровны красноречиво говорит и тот факт, что он вместе с ними переехал из Пензы в Симбирск за год до рождения Владимира Ильича.
Некоторые историки предполагают, что именно его следует считать настоящим отцом Ленина. В пользу этой версии говорит не только семейный фотоснимок, на которой рядом с Марией Александровной сидит не ее муж, а Иван Покровский, но и университетский диплом об окончании Петербургского университета в 1892 году Володи Ульянова, где черным по белому указано имя: «Владимирь Ивановъ Улъяновъ», т.е. Владимир Иванович Ульянов! И лишь позже кто-то зачеркнул отчество, исправив его на «Ильинъ» (т.е. Ильич)… И что любопытно, графологическая экспертиза показала, что данный почерк не принадлежал Ленину — скорее всего, запись была сделана уже после революции сотрудниками музея.
Стоит также отметить, что отношение Владимира Ульянова к Илье Николаевичу, который умер, когда сыну было 16, иначе как «прохладным» не назовешь. В последующей многолетней переписке с родными Ленин ни разу даже эпизодически не упомянул об отце. Впрочем, не питал он теплых чувств и к Ивану Покровскому, который скончался в 1922 году, когда Ленин уже был на вершине власти. В последние годы жизни престарелый Покровский ослеп и умирал в нищете.
Иван Сидорович Покровский./ Владимира Ульянов./ Илья Николаевич Ульянов.
В противовес этой версии большинство биографов приводит железобетонный аргумент, основанный на внешнем сходстве, подтверждающем родство. Владимир действительно был очень похож на Илью Николаевича, такой же разрез глаз с прищуром, пухлые губы, такая же проблема с растительностью на голове…
И кто знает, почему была приплетена сюда история с семейным доктором? Возможно кто-то руководствовался желанием хоть таким образом «притянуть» родословную Владимира Ульянова к русским корням…
Известные и неизвестные родственники Ленина
За долгие годы скрупулёзных исследований биографии Ленина накопился большой объём материалов по его родословной. Среди родственников Ильича было обнаружено довольно много известных всему миру людей. На сегодняшний день более 130 человек, принадлежащих к генеалогическому древу вождя, проживают в Узбекистане, Германии, Канаде, в Америке и это, не считая прямых наследников, живущих ныне в России.
Однако хотелось бы навести для примера тех родственников, кто прославился в своё время. Так, Эрнст Курциус (1814-1896) – крупнейший историк античности, автор трёхтомной «Истории Греции», археолог, исследовавший останки города Олимпия; его брат Георг Курциус (1820-1885), профессор древнегреческих языков, написавший учебник по древнегреческому языку.
Братья Эрнст и Георг Курциус. Отец и сын Карл Петер Лепсиус и Рихард Георг Лепсиус.
Лепиусы – другая родственная Ульяновым линия, давшая миру философов, профессоров. Так, Карл Петер Лепсиус (1775-1853) был крупнейшим египтологом, а также президентом Немецкого археологического института в Риме, создал Египетский музей в Берлине. Его сын Рихард Георг Лепсиус (1810-1884) был профессором геологии Высшей технической школы и директором Гессенского государственного института в Дармштадте.
Вайцзеккеры – третья ветвь родословного древа, состоявшего в родстве с Ульяновыми по линии матери. Среди них даже такой известный человек, как шестой президент ФРГ, барон Рихард Карл фон Вайцзеккер (1920-2015). Он был и первым президентом объединённой Германии.
Первый президент объединённой Германии Рихард Карл фон Вайцзеккер и Вальтер Кемповски.
А вот свидетельство того, что писатели Томас и Генрих Манны и Ленин стопроцентные родственники было опровергнуто. Зато совсем недавно были открыты родственные связи с Вальтером Кемповски (1929-2007)– известным в Германии писателем. Он также оказался из рода Гроссшопфов. Его двоюродным прадедом был доктор Карл Гроссшопф из Ростока, который был «духовным отцом» многих химико-фармацевтических продуктов фирмы Фридриха Витте, где он был главным химиком.
Именно ему в 1871 году удалось впервые произвести из чайной пыли чистый кристаллизованный кофеин, а для массового производства этого продукта разработать эффективную технологию. Именно ему принадлежат разработки различных пищеварительных препаратов, таких как пепсин (1873 год), панкреатин (1880 год), папаин (1887 год). Две его научные работы посвящены Гансу Йоханну Гранцину, также родственнику Ленина, зажиточному любекскому купцу, который был очень набожным и благодетельным. А ещё Карл Гроссшопф был учредителем учебного фонда, на средства которого дети из малообеспеченных семей могли обучаться в университетах.