Рейхминистр Геббельс мало был похож на истинного арийца (впрочем, как и сам фюрер), однако это не помешало ему оставаться ведущей фигурой на шахматном поле нацистов до последней минуты. Человек, отвечающий за фашистскую пропаганду, стал едва ли не одним из основоположников инструментов формирования общественного мнения. Принципы пропаганды Геббельса используются и по сей день.
Ему удалось обвести вокруг пальца целую нацию достаточно образованных людей с широким кругозором. Добряки-бюргеры были феерично превращены в армию фанатичных палачей-убийц в кратчайшие сроки. Геббельс, как и полагается его же теории, свято верил в свое дело и во многом благодаря этому же, ему удавалось практически все. Даже за пару дней до полной капитуляции Германии, когда любой немец знал о неизбежном крахе фюрерских войск, Геббельс завалил столицу листовками, в последний раз предприняв попытку поддержать моральный дух бойцов.
Империя Зла и король Лжи
В своей сфере он достиг небывалых высот, что стоило ему жизни. Ведь направь он свой потенциал, например, в сферу продаж, то с гарантированной точностью остался бы жив. Причем был бы не менее успешен, ведь немцы тогда бы были свято убеждены, что ездить нужно только на машинах той марки, продажами которой занимался бы Йозеф Геббельс. Возможно и пропаганда нацистов не была столь масштабной и всеобъемлющей. Практически сразу, после прихода нацистов к власти, под их контролем (читай под контролем Геббельса) оказалась не только пресса, но все сферы культуры – все, что бы как-то могло оказывать влияние на умы немцев.
Отныне у средств массовой информации не было функции информировать. Главный пропагандист открыто заявлял, что ему не нужна правда, ему нужен эффект. И в этом заключался главный его секрет.
На самом деле Геббельс не изобрел ничего кардинального нового. Те или иные пропагандистские принципы были уже известны и эффективно использовались на других континентах. Например, типично американский метод, именуемый «будничный рассказ», когда совершенно спокойным и даже флегматичным голосом по радио или с экранов телевизоров рассказывают о расстрелах, убийствах и других событиях, выходящих за рамки принятия. При этом эмоционально рассказывалось о том, на что нужно было обратить внимание толпы. Сам же Геббельс говорил, что многое в плане пропаганды он почерпнул у социалистов.
Не стоит умалять роль и самого рейхминистра. Он постоянно сочинял собственные лозунги, не чурался тем, чтобы лично переписать листовки и плакаты. Им постоянно устраивались собрания, митинги, причем в очень экспрессивной манере. Митинги скорее были похожи на парады и шествия. Большая часть таких мероприятий проводилась вечером, когда способность к критическому восприятию у людей ослаблена.
Шесть принципов пропаганды Геббельса
На очищенное информационное поле, а именно таким оно было после запрета не партийных газет, сожжения книг неугодных авторов и полного контроля кино, телевидения и театра, можно было накладывать необходимые пропагандистские идеи. Определено шесть основных принципов пропаганды фашистской Германии, большинство из которых актуальны и по сей день.
Согласно первому принципу, пропаганды должно быть очень много. Она должна литься в буквальном смысле из каждого утюга. Переборщить с этим невозможно, потому что среднестатический житель, а он как известно, не отличается особенно высоким интеллектом (тоже исходя из теории Геббельса) и ему необходимо повторять одну и ту же информацию многократно. Только в таком случае можно получить положительный эффект.
Второй принцип исходит из последнего утверждения про умственные способности аудитории. А значит посылы должны быть максимально простыми и понятными. Никаких сложных логических цепочек и словесных оборотов. Ориентированность на наиболее необразованные классы срабатывала безотказно. Ведь если дворник способен понять, о чем идет речь, то преподаватель вуза – тем более. Даже если последний не станет особенно воодушевлен столь примитивно поданными идеями – это не страшно. Даже самое идеологически продвинутое меньшинство будет вынуждено следовать за большинством, на которых данные принципы сработали.
Третий принцип вытекает из первых двух. Лозунги должны быть простыми, хлесткими и повторяющимися. Любое послание можно начинать и заканчивать лозунгами, обильно сдабривая ими любое послание, приводя свои слова в поддержание уже известных посылов.
Четвертый принцип подразумевает полную уверенность в верности постулатов. Никаких сомнений или полярности взглядов. У людей в принципе не должно быть никакого выбора, только в таком случае человек воспринимает навязанные идеи как свои собственные и начинает их отстаивать.
Пятый принцип заключается в том, чтобы не дать человеку возможности включить мозг. Пропаганда апеллирует к чувствам и эмоциям, но никак не затрагивает разумное начало. Вывести на эмоции огромную толпу куда проще, чем воззвать к ее совести или разуму. Да и к чему разум человеку, за которого уже все решено?
Шестой принцип определяет два основополагающих направления работы: шокировать и не бояться врать. Если какую-то мысль преподносить постепенно, приводя аргументы и мнения, то нужный эффект достигнут не будет. Речь идет о шокировании. Только такую информацию люди пересказывают друг другу. Причем в большую ложь люди верят охотнее, как бы странно это не звучало. Вероятно, это объясняется тем, что по мелочи они могут врать и сами, а значит воспринимают это за норму. А вот лгать по-крупному решится малая толика. Значит и другие вряд ли пойдут на такое беспринципное искажение фактов. Стало быть – это правда.
В рамках последнего принципа использовалась и провокация, в том числе политическая. Например, для оправдания агрессии в сторону Польши, немецкие солдаты, переодетые в польскую военную форму, напали на немецкую радиостанцию. Настоящая манипуляция.
Как сегодня используются принципы геббельской пропаганды
Если переносить принципы работы Геббельса на сегодняшний день, то особенно бросается в глаза последний принцип. Так называемый «хайп», благодаря которому сейчас принято завоевывать или поддерживать свою популярность, строится именно на провокации, шокировании и лжи (зачастую). Публика, как и полагается, наиболее охотно реагирует на то, что вызывает у нее эмоции.
На лжи же основаны так называемые фейки, которые активно распространяются в сети и призванные вызвать у аудитории те или иные чувства и эмоции, подкрепляя главную мысль и идею. В военные годы немецкой стороной даже издавалась фейковая газета «Правда», в которой публиковались лженовости, направленные на подавление боевого духа советских солдат. Очень свежий для своего времени ход. В нынешнее время распространением фейков занимаются тоже специально обученные люди, как и завещал главный пропагандист немцев, призывающий создавать отделы пропаганды.
Разделение по принципу «друг-враг», столь активно используемое в последнее время по всему миру, тоже ни что иное как отголоски пропаганды Геббельса. Весь мир вычленяет среди представителей других государств, да и своих сограждан, тех кто с ними, а значит прав, и тех, кого относят к противоборствующей стороне. Геббельс тоже начал с сожжения книг, поделив даже авторов на тех, кто «прав» и остальных.
Основные тезисы
Помимо главных принципов, на которых строится теория Геббельса, есть еще и его тезисы, которые проливают свет на взгляды главного пропагандиста фашизма.
— Пропаганда есть средство достижения цели, а не сама цель;
— Военная пропаганда должна отказаться от гуманизма и эстетики;
— Не брать в расчет интеллигенцию, а ориентироваться на массы;
— Развлечение – враг пропаганды;
— Субъективность и простота – главные оплоты;
О том, насколько важно фильтровать и скептически относиться к любой поступающей из вне информации говорят слова гения пропаганды о том, что, используя СМИ из любого народа можно сделать стадо свиней.