В то время как многие торпеды, выпущенные атомными подлодками в 20 веке, остались в новостных хрониках или спустя какое-то время были найдены исследователями, один уникальный вид орудия по-прежнему конкурирует с наводящимися ракетами. Разработанная ещё начиная с далёкого 1986 года, торпеда «Физик» по-прежнему массово задействована во флоте и показывает высокие результаты огневой мощи по обе стороны поверхности воды. Является ли торпеда незабвенным исключением из всей обоймы устаревших самонаводящихся орудий или же торпеды ещё вернутся в строй в будущем?
Не секрет, что когда речь заходит о подводных лодках, чаще всего сразу же представляются именно торпеды.
Военную подлодку мы почти всегда мысленно рисуем с арсеналом торпед. Субмарины, вооружённые такими снарядами когда-то могли застать врасплох крупнокалиберные боевые крейсеры. Появление тактических подлодок вообще обеспечивало их владельцам значительный перевес за счёт фактора внезапности и атаки из скрытой зоны. Высокая плотность воды многократно увеличивало силу взрывов, созданных торпедами, что делало это орудие разрушительней, чем оно казалось на первый взгляд. Можно сказать, что сама стихия вставала на сторону этих выпуклых обтекаемых снарядов.
При этом скорость торпеды в той самой невидимой среде оставляла желать лучшего. Многие рыбы могли спокойно обогнать выпущенный снаряд, слишком массивный и не подготовленный к манёврам. Волны, течения, отклонения в симметрии корпуса торпеды и воздействие других колебаний в плотной субстанции существенно замедляли движения выпущенного патрона. Если уж путь стрелы, выпущенной из лука над землёй, весьма плавающий и разветвлённый, то что уж говорить о траектории традиционных для подлодок орудий! Торпеды старого образца в былые времена запускали с расчётом широкой погрешности.
Чтобы снаряд строго придерживался заданного вектора, его снабжали гироскопическим прибором с рулевыми механизмами. Гидростатические системы определяли уровень давления воды и воздействовали на вертикальные рули, которые выравнивали движение торпеды строго в направлении к цели. Что интересно, потенциал к функциями стабилизации раскрылся у воздушных снарядов раскрылся даже позднее, чем у подводных торпед. Однако самонаводящиеся ракеты прорезали толщу воды намного эффективнее и были в целом более прыткими, чем уже освоившиеся на подлодках громоздкие снаряды.
Сегодня торпеды «Физик» в силах преодолеть длинный путь под давлением во много десятков атмосфер. Они плавно и бесшумно вклиниваются в подводное пространство, и движется там пусть и не так быстро, но эффективно и как по маслу. Ракеты же, в свою очередь, издают при выпуске небольшой взрыв, сопровождаемый реакцией горячих газов, чем сразу же выдают себя, оставляя противнику больше времени для отступления или стратегических манёвров.
В семидесятых годах двадцатого века все крупные военные державы стали уходить от использования торпед, разочаровавшись в их узкой мобильности и слабых характеристиках в водной среде. Противостояние с подлодками для торпед, тем не менее, оставалось их первостепенной задачей, и полностью их невозможно было списать со счетов. Советские военные конструкторы реабилитировали мощь отечественной торпеды, сделав принцип её устройства электрическим. Такая модификация прижилась на флоте начиная с 1980 года.
Атомные субмарины, созданные по последнему слову техники, могли опускаться на сотни и даже тысячи километров в морскую пучину. Это создавало значительный барьер между целью и снарядом, мотор которого не мог выдержать давления даже в пару сотен атмосфер.
Торпеды, которые на тот момент носили название УСЭТ-80, обзавелись электрическими движками. Заряд батареи при этом постоянно подстёгивался от естественной среды, что позволяло преодолевать крупные дистанции со скоростью свыше 40 узлов. Батареи состояли из серебра и магния, поэтому и могли получать из воды природную энергию, поддерживая снаряд в перманентном движении к цели. Радары и другие дистанционные сигнальные системы, которые способствовали бы детальному мониторингу местности, в те времена ещё не могли добиться по-настоящему проницательной и детальной картины происходящего, поэтому скорость казалось вполне сносной.
Но всё же останавливаться на достигнутом не стали, и направили все возможные резервы на развитие прыткости ленивых торпед в подводной среде. Свежая торпеда УГСТ, не взирая на то что являлась предшественником торпеды «Физик», использовала запал химических достижений, а именно энергоёмкого и мощного топлива, имеющего ту же массу, но обгоняющего предыдущие модели в других характеристиках.
Однокомпонентное топливо вошло в основу торпеды «Физик», и это стало одной из общих черт, которые приравнивают её к любым новейшим твёрдотопливным ракетам. Агрегатное состояние топлива остаётся одной из немногих черт, которые отличают торпеду от современной ракеты, причём эта разница не знаменует перевес потенциала ни в ту ни в другую сторону.
Начальная реакция происходит под воздействием пороха. Образовавшиеся газы поступают в цилиндры поршневого двигателя, где они сгорают и преобразуются в ту самую энергию, которая приводит торпеду к вражескому объекту. Аксиально-поршневой двигатель состоит из симметрично склонённых по отношению друг к другу цилиндров. Изначально разработанный для воздушных механизмов, принцип работы удивительного двигателя реализовал себя в неожиданной среде.
Современная торпеда переняла от своих предшественников бесшумность и плавность движения. Произошло это опять таки благодаря малошумному водомётному двигателю, подавляющему лишний шум во время исходящих импульсов. При скорости 50 узлов и дальности 50 километров торпеда не создаёт вообще никаких признаков своего присутствия где бы то ни было. Маршрут движения определяется выстраиваемыми интервалами, которые корректирует автоматическая система. К слову, это ещё один из инновационных плюсов снаряда, который, кроме того, роднит его с современными самонаводящимися ракетами. Команды торпеде поступают через оптоволоконный кабель.
«Физик» с лихвой оправдывает своё название благодаря способности маневрировать так, как не могла ни одна торпеда прошлого века. Уже после вылета один подобный снаряд выдвигает рули за пределы контура, обеспечивая стабильный контроль в рамках широчайшего спектра скоростей. При телеуправлении, в свою очередь, торпеда тащит вслед за собой кабель, что сводит логистические и навигационные достоинства торпеды к нулю, хоть и сохраняет номинальную невидимость.