Примерно месяц назад в сети начали обсуждать появление нового российского гражданского грузовика — БАЗ-S36A11. Однако, сегодня нас интересует не столько сам автомобиль, сколько предприятие, которое занимается его выпуском. Что это вообще за завод такой – БАЗ? Где он находится и когда появился?
Почему о продукции данного предприятия большинство граждан узнает только сейчас.
Брянский автомобильный завод (БАЗ) – это далеко не самое широко известное российское предприятие. А широкому кругу граждан этот завод не известен в принципе. Связано это с тем, что на протяжении многих лет БАЗ по сути являлся частью военно-промышленного комплекса России и выпускал грузовики главным образом для нужд армии. Впрочем, конкретно грузовики – это не далеко не главное, что делают на заводе. Основной профиль предприятия – выпуск специальных колёсных шасси и колесных тягачей (СКШТ) для военной техники. Каждый год на предприятии собирают примерно 180 СКШТ для нужд российской армии. Всего же на БАЗ было разработано более 100 моделей техники, а совокупный тираж завода превышает 25 тысяч машин.
Как уже можно было догадаться, появился БАЗ отнюдь не вчера. Основано предприятие было еще в Советском Союзе в далеком 1958 году. Первоначально машиностроительный завод не был самостоятельным предприятием и являлся частью Бежицкого сталелитейного завода. В советские годы на БАЗ выпускали различные БТР, грузовики ЗИЛ-152В1, ЗИЛ-152К, ЗИЛ-152С, а также машины-амфибии ЗИЛ-485А и СКШ ЗИЛ-135Л и еще многое другое. Примечательно, что первым продуктом военного завода все-таки была гражданская машина – промышленный трактор Т-140, разработанный на ЗиЛ. А вот первая собственная разработка на заводе появилась уже в 1961 году. Ей стала платформа СКБ БАЗ для установки ракетного комплекса «Луна».
Впервые о конверсии завода с чисто оборонного в гражданский задумались еще в 1980-е годы. В 1989 здесь началось производство 1.5-тонны фургоны, разработанный совместно с британской компанией IAD. Однако, по ряду причин в крупную серию они так и не пошли. В 1993 году здесь попытались наладить производство снегоуборочных машин, однако дальше первых 120 экземпляров дело так и не пошло. А уже к 1994 году предприятие фактически остановилось из-за почти полного отсутствия оборонных заказов со стороны российской армии. Для БАЗ настали по-настоящему темные времена…
Возрождение предприятия началось с 2001 года, после разработки тягача «Вощина-1», который позиционировался как машина двойного назначения. Предназначался он как для гражданских компаний, так и для гособоронзаказа. Начиная с 2006 года БАЗ фактически удваивал производство новинки каждые 12 месяцев. В 2008 году на предприятии было собрано более 670 тягачей «Вощина». В 2017 году завод вошел в состав ВКО «Алмаз-Антей», что позволило увеличить количество получаемых заказов почти на 175%. Наконец, весной 2023 года в производство и был запущен тот самый тягач БАЗ-S36A11 в основе которого лежит уже упомянутая «Вощина». Предполагается, что гражданская версия военного тягача поможет заменить продукцию ушедших из России производителей, таких как MAN, Scania, Mercedes-Benz и Volvo. Также новые 35-тонный колесный тягач с формулой 6х6 должен составить достойную конкуренцию приходящим китайским брендам.