Экологически чистые источники энергии продолжают появляться в информационном поле мировых технологий. На этот раз в основе яркой концепции корабля Sea Zero, которую разрабатывает крупная компания из Осло. Солнечные панели, получающие энергию, не отменяют то, что испокон веков было неотъемлемым атрибутом круизные яхты – широкие паруса. Идею смело можно окрестить утопической: процент выброса от движения судна будущего будет стабильно равен нулю.
Паруса – это важная часть круиза с давних времён. В них, передающих энергию воздушных потоков всему судну, живёт неповторимая романтика и красота… хотя, сегодня паруса выглядят совершенно иначе. Они плоские, и перманентно поднятые высоко в воздух. Влиятельная норвежская компания анонсировала появление нового туристического корабля с таким типом парусов и солнечными панелями через 7 лет.
Двигатель судна «Sea Zero» будет целиком электрический. Заботиться о состоянии окружающей среды – всё ещё тренд, особенно плотно пустивший корни в европейских и, в частности, скандинавских странах. Чистое море и свежий воздух без примесей химикатов – залог процветания планеты в будущем, а именно воплощением дней грядущих и является концепция компании Hurtigruten Norway – впрочем, в холдинг, разрабатывающий лайнер, входит в общей сложности 12 организаций.
Hurtigruten Group обосновалась в столице Норвегии в конце позапрошлого века. В штаб-квартире в Осло нередко выдвигают амбициозные замыслы для по проектировке передового транспорта, безопасного для окружающей среды. Эта же компания из года в год проводит туристические прогулки в открытом море, которые отчасти напоминают экспедиции. Под эгидой компании малые суда бороздят более 200 направлений в 30 странах мира. Многие их проекты уже приведены в реальность. Немудрено, ведь за такое количество времени можно не просто обрести уважение и признание, но и выучить каждый квартер в любом норвежском порту и понимать все предпосылки заданного в корабельном деле вектора развития.
Больше века компания работала со всеми 34 портами Норвегии, и навряд ли другая организация имеет такой же длительный опыт работы с пристанями норвежского побережья. Лайнеры матёрой организации продолжают регулярно бросать якоря у знакомых причалах в родных фьордах – это цикличный, отточенный веками процесс, который, хотя и доведён до автоматизма, тоже будет подвергнут переосмыслению. Изученные вдоль и поперёк гавани стали знакомы до мелочей.
Компания Hurtigruten Norway стала свидетелем всех преобразований, случившихся в области судоходства с конца XIX века. И сама внесла важный вклад в развитие кораблей.
К 2018 году объём выбросов вредоносных газов в окружающую среду, произведённых пароходами и любыми другими морскими судами колеблется от 2 до 3 процентов от общей массы загрязнений. Может показаться, что это незначительная цифра, особенно в сравнении с токсичными видами производств, однако любые перемены начинаются с малого. В то же время, это миллиарды баррелей мазута, которые далеко не сразу исчезают в атмосфере, а имеют свойство скапливаться там.
Ко всему прочему, спасти атмосферу от парниковых газов – цель, которую нужно развивать в долгосрочной перспективе, и сначала миссия затронет суда, которые занимаются развлечением богатых людей. Удовлетворением их любопытства в экспедициях и круизах. Вдобавок, в планах значится объёмный грузовой отсек, чтобы перевозить ценные грузы в другие страны, что также основополагающая функция кораблей ещё со времён открытия континентов.
Проект уже презентован общественности, что подогревает ожидания и настраивает на воодушевляющее будущее. Однако воплотить его планируют совсем не скоро. Эксперты компании не строят ложных иллюзий, и чётко обозначили 2030 год как время, когда Sea Zero с пассажирами отправится в своё первое плавание. В дальнейшем, компания может взять на себя ответственность уже на модернизацию всего норвежского состава кораблей, что будет безотказным шагом в эпоху экологически-чистых морских путешествий.
Судно Sea Zero, по имеющимся данным, протянется в длину на 135 метров – это особенность почти всех современных круизных лайнеров. Вытянутость и обтекаемость корпуса – свойства, которые позволяют им долго и уверенно держаться на волнах, строго придерживаясь заданного курса. Сходство со стрелой или самолётом чисто в отношении физики помогает лучше сопротивляться воздуху. Проект корабля предполагает наличие 270 кают для туристов и полного состава экипажа.
Выдвижные крылья судна, согласно проекту, воспрянут в высоту на 50 метров – по аналогии с мачтами самых роскошных яхт или фрегатов. Крылья могут похвастаться панелями для поглощения солнечной энергии – в совокупности они займут полторы тысячи квадратных метров. Может возникнуть закономерный вопрос: а как быть подобному судну, если не повезёт с погодой? Дело в том, что солнечные батареи будет возможность подзарядить в портах – через семь лет их также намерены переоборудовать.
Движение корабля, включая экстренные повороты и смену курса для более комфортного плавания, доверят искусственному интеллекту, что одновременно своевременно и в то же время достаточно одиозно. Капитанский мостик должен с внедрением автоматического управления решительно потерять в размерах.
Внешние стороны корабля всегда будут осведомлять всех пассажиров об уровне заряда аккумуляторов, поскольку разработчики изначально приняли решение выставить их на всеобщее обозрение. Передача бразды правления искусственному интеллекту не так утопично, как может показаться на первый взгляд. Во всяком случае, роль командования, состоящего из опытных матросов, не упраздняется. Они всё ещё занимаются своей работой, просто большая её часть переходит в полномочия искусственного интеллекта, что во многом скорее дань моде.
Всплеск и массовое тиражирование темы искусственного интеллекта произошёл в недавнее время. Вполне возможно, что в корабле будущего найдут отражение и другие тенденции ближайших лет. Пока, чтобы судно отвечало требованиям уже четвёртого десятилетия нового века, в его чертежи внедрили систему активной очистки внешних покрытий. Среди новаций не обошлось и без воздушной смазки и высокопрочного состава металла для корпуса.
Ветер и солнце – естественные источники энергии – будут для Sea Zero ещё и единственными. Они же, вероятно, будут задавать курс всей судоходной сфере мира. Система судна будущего будет комбинировать аккумуляторные батареи по 60 мегаватт и ветровую технологию, восходящую к тем самым парусным круизным лайнерам, с которыми связано столько романтических приключений.
Если спустя семь лет проект будет воплощён так, как он задуман сегодня – цель полностью оправдают средства. Ведь кроме того, что Sea Zero избавит атмосферу от лишних токсичных газов, это не потребует больше энергии. Вовсе наоборот, энергопотребление снизится вдвое.