Что можно принести в жертву кинематографу? Миллионы долларов, законы физики, и конечно же, здравый смысл. Вообще в угоду зрелищности в кино можно принести в жертву практически все! В целом в клише нет ничего страшного, если они работают. Увы, злоупотребление упрощениями и допущениями приводит к тому, что в общественном поле появляется огромное количество мифов и стереотипов.
Например, о реактивной авиации.
1. Злоупотребление форсажем
Задействование форсажной камеры действительно позволяет высвободить больше мощности, вместе с тем ощутимо ускорить летательный аппарат. Активация форсажной камеры действительно сопровождается появлением языков пламени из сопла двигателя. Тем не менее в кино эффективность форсажа сильно преувеличена, как и количество огня, вырывающегося из сопла. Используют форсаж только в исключительных ситуациях, так как его активация приводит к резкому увеличению расхода горючего и быстрому износу компонентов авиационного двигателя.
2. Крылом к крылу
Практически во всех фильмах самолеты летят очень близко друг к другу, что также не соответствует действительности. Даже на авиационных шоу ради «показухи» самолеты не приближаются друг к другу настолько, насколько это показано в большинстве фильмов. Конечно, у кино есть оправдание: кадр не резиновый и загнать в него нужно как можно больше объектов. В реальных же боевых условиях реактивные самолеты чаще всего держатся на удалении друг от друга в несколько километров. Даже самое плотное авиационное построение, известное как «Стена орлов», подразумевает минимальную дистанцию между машинами в 1.5 км. Натурально «в притирку» самолеты летали только в до реактивную эпоху. Связано это было в первую очередь с неразвитостью зверств связи и наблюдения.
3. Ас-одиночка
Понятное дело: главный герой фильма должен быть настолько крут, чтобы ребенка от него хотели даже мужики традиционной ориентации! Однако, в реальности авиационный бой – это коллективное творчество. Даже если непосредственно в небе сцепилось всего два истребителя, в действительности в процессе принимают активнейшее участие в том числе наземные средства ПВО. Очень часто именно они решают исход «дуэлей» двух летчиков. В нормальных же условиях истребители никогда не работают по одиночке. Более того, ни один военный летчик не будет идти на неоправданный риск в том числе потому, что главная задача скорее всего заключается не в том, чтобы просто сбивать вражеские самолеты…
4. Зрелищные поединки
Последний раз «зрелищные» поединки самолетов с участием в ближнем бою происходили в годы Второй мировой войны. По мере развития ракетного вооружения и реактивной авиации увеличивалась и дистанция огневого контакта. Реальный современный авиационный бой невероятно далек от того, что показывают в голливудские фильмы. Очень часто исход решает одна или две ракеты, а может быть попаданий не будет вообще и все в этот раз вернуться домой. Но главное: в жизни на короткой дистанции современные самолеты практически не встречаются.
5. Интенсивный огонь из пушек
Очень часто в кино показывают, как современный истребитель долго и упорно ведет огонь из авиационных пушек. Это физически невозможно. Боекомплект 20-30-мм автоматических орудий обычно составляет до 500 снарядов. При этом боевая скорострельность современных авиационных пушек составляет около 100 выстрелов в секунду. Другими словами, боекомплекта к такому орудию хватает буквально на несколько коротких очередей.
6. Догонялки с ракетой
Ракета, которая играет с самолетом в догонялки, – это, пожалуй, самое распространенное клише. Подобные сцены всегда очень драматичны, но ничего общего с действительностью не имеют. В первую очередь важно понимать, что ракеты с наведением не могут выполнять сложных пируэтов вслед за боевой машиной. Даже самая маневренная ракета не способна развернуться после первого промаха и продолжить движение за самолетом принципиально изменив первоначальную траекторию движения. Все, на что способна система самонаведения, – корректировать начальный курс, но не более того. Во всяком случае – пока.