После окончания Второй мировой войны стало понятно, что у Советского Союза все еще нет легкой и мобильной зенитки, способной эффективно отражать авианалеты в первую очередь штурмовой авиации. Существовавшие на тот момент средства были или недостаточно эффективны, или слишком громоздки. Так, в 1950-е годы в СССР началась разработка зенитной артиллерийской установки ЗУ-23. На вооружение ее приняли в 1960 году и, несмотря на почтенный возраст, она используется по сей день.
В чем же ее главный секрет?
После окончания Второй мировой войны у Советского Союза были в целом неплохие зенитки, однако все они были слишком громоздкими и недостаточно подвижными. Несмотря на развитие реактивной авиации и ракетостроения, военные понимали, что эпоха пушечной зенитной артиллерии все еще не прошла хотя бы потому, что войскам нужны средства для защиты переднего края от низколетящих целей. И так как «война моторов» с каждым десятилетием становилась все более подвижной, военные хотели получить именно легкую зенитку, которая при этом была бы достаточно эффективна.
Опыт Второй мировой войны показал, что даже крупные «пулеметные» калибры вроде 12.7х108 и 14.5х114 мм не очень хорошо справляются с воздушными целями. Однако, классические зенитные «пушечные» калибры вроде 30, 34, 35 и 37 мм также походили мало – зенитка получалась слишком тяжелой. К счастью, изобретать велосипед не было никакой нужды. Военные требовали компромиссного средства, а значит и выбрать для создания зенитки следовало какой-то «компромиссный» калибр. Поэтому за основу ЗУ была взята советская авиационная пушка ВЯ-23, разработанная в 1940 году конструкторами А. А. Волковым и С. А. Ярцевым специально для проектировавшегося в тот момент штурмовика Ил-2. К слову, и ВЯ-23 и ЗУ-23 были разработаны на одном и том же предприятии – ЦКБ-14.
Орудие ВЯ-23 было отличным выбором. Одноствольная автоматическая пушка, работающая на принципе отвода пороховых газов, использовала унитарный снаряд 23х152 мм, который в момент выстрела разгонялся до 905-920 м/с. Боевая скорострельность орудия составляла 550-650 выстрелов в минуту. При этом ВЯ-23 была достаточно легкой – 66 кг и не очень большой – 2.1 метра при 1.65 метра длины ствола. К тому же в распоряжении авиационного орудия уже имелась готовая номенклатура подходящих боеприпасов: 198-граммовые осколочно-зажигательные (ОЗ), 190-граммовые осколочно-зажигательно трассирующие (ОЗТ) и, конечно же, 198-граммовые бронебойно-зажигательные боеприпасы (БЗ), способные на 400 метров пробивать 25-мм броню.
Принципиальной подработки ВЯ-23 в зенитном варианте не претерпела. У пушки повысили скорострельность, но при этом упростили систему охлаждения (ради снижения массы). ЗУ-23 получилась из двух спаренных авиационных пушек, установленных на станок и прицеп. Зенитка получила два короба боеприпасов и оптические прицельные приспособления. Платформа ЗУ-23 позволяет вращать зенитку на 360 градусов и принимать угол возвышения от -10 до +90 градусов. Экипаж установки составляет 5 человек. Скорострельность может достигать 2 000 выстрелов в минуту! При этом буксируемая на прицепе Т-3 зенитка может быть собрана или развернута на местности всего за несколько минут.
Несмотря на то, что ЗУ-23 появилась в эпоху реактивной авиации, используется она по сей день. Причина такой уникальности и долголетия, казалось бы, исключительно примитивного зенитного средства кроется в нескольких вещах.
Во-первых, ЗУ-23 исключительно универсальна. Использоваться она может как против низколетящих целей (самолеты, вертолеты, БПЛА), так и против наземных объектов. На протяжении десятилетий ЗУ-23 самым широким образом используется в качестве средства огневой поддержки: подавить огневую точку, согнать с насиженного места снайпера, прикрыть огнем пехоту или технику, обстрелять колонну противника – задачи, с которыми справится зенитка, можно перечислять еще долго.
Во-вторых, ЗУ-23 очень легкая в широком смысле. Дело даже не в том, что весит она 0.95 тонны, а в том, что установить ее можно почти на любую технику: грузовики, бронетранспортеры, прицепы, подвижные лафеты, корабли и катера. Ирония в том, что создававшаяся против воздушных целей, ЗУ-23 куда чаще используется против сухопутных. А потому можно с уверенностью сказать, что не выйдет из употребления эта штука еще очень долго.