Многие святые настолько стали в народе популярны, что их жизнь превратилась в фольклор, о них слагают легенды и даже сочиняют сказки. Таковым является, например, Георгий Победоносец — легендарный герой, чьё имя эхом отзывается на протяжении веков. Могучий воин, опытный военачальник и, конечно же, победитель драконов. История святого Георгия столетиями будоражила не только умы простых христиан, но и тех, кто совсем не имеет отношения к христианству. Так кем же на самом деле был тот, кто убил дракона?
Что говорит история о том, кого именуют святой Георгий?
Кем был святой Георгий
Появился будущий святой на этот свет в палестинском городе Лидда в 3 веке. Семья была очень богатой и знатной. Когда мальчик стал юношей, то поступил на воинскую службу. Среди прочих легионеров Рима Георгий выделялся не только отвагой, силой и умом, но и красотой. Довольно быстро молодой человек получил должность тысяченачальника и его заметил император Диоклетиан. Храбрый воин со столь аристократичными манерами и блестящим умом вскоре стал настоящим любимчиком римского императора. Служил Георгий в городе Никомедия в Малой Азии, где тогда была восточная резиденция цезаря.
Император Диоклетиан и гонения на христиан
Диоклетиана часто называют «безбожным псом», он запомнился в истории как жесточайший гонитель христиан. Но, как это часто бывает — далеко не всё так однозначно… Император сам по себе жестоким человеком не был. Он был правителем величайшей империи своего времени и правил он мудро и талантливо. Государство процветало. Диоклетиан считал, что для упрочения императорской власти во многонациональной и огромной Римской империи повсеместно должно царить поклонение богам Рима. Набирающее обороты христианство очень мешало возрождению агонизирующего на тот момент язычества.
Ничего личного. Никакой неприязни ли непринятия — только интересы государства. Диоклетиан не думал о себе или своих желаниях, для него на первом месте был Рим. Именно поэтому он активно принялся восстанавливать отмерший давно культ поклонения императору как божеству. Все, кто отказывался признавать таковым правителя — должны были быть преданы смерти. Конечно же, для христиан этот закон был неприемлем. Начались жестокие гонения.
Гибель Георгия
Далее существует две версии о том, как в эти жернова попал Георгий. Согласно первой, он однажды услышал бесчеловечный приговор суда о массовой казни христиан. Сам молодой тысяченачальник тоже был христианином и дух его возмутился. Зная, что его ожидает неминуемая смерть за его убеждения, воин распродаёт всё имущество, раздавая все деньги нищим, освобождает всех своих рабов и идёт к императору. Георгий сказал Диоклетиану, что он тоже христианин и не может смириться с жестоким и несправедливым приказом правителя.
Согласно второй, Георгий увидел висящий на стене приказ императора о преследованиях христиан и сорвал его. Об этом злостном преступлении сообщили Диоклетиану. Далее история имеет одинаковое продолжение.
Император был в недоумении. Один из самых верных офицеров, талантливейший военачальник, называет себя христианином и отказывается подчиняться его власти. Сам Диоклетиан и все вокруг прекрасно осознавали, что почитание императора богом — это всего-навсего чистейшая условность. Никто не понимал, что в этом такого — признай то, что тебе говорят, а верь при этом во что или в кого хочешь. Беседа никакого влияния на Георгия не произвела и Диоклетиан велел подвергнуть упрямца пыткам. Он не хотел его убивать, он просто хотел, чтобы тот согласился с установленным порядком.
Надо сказать, что пытали Георгия с величайшим искусством. Его ноги забили в колодки, положили на спину, а на грудь положили тяжёлый камень. Не помогло. Тогда палачи начали изощряться в жестокости. Верного Христу юношу били воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бегать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Целых семь дней его подвергали настолько разнообразным нечеловеческим мучениям, что любой на его месте сдался бы, но Георгий упорно отказывался отрекаться от своей веры. Когда император понял, что всё бесполезно, то приказал отрубить упрямому офицеру голову. Претерпевшего великие муки святого потому и называют ныне великомучеником.
Святого Георгия часто изображают восседающим на коне и пронзающим копьём дракона. О том, почему это так, тоже есть две теории. Первая рассказывает о том, как молодой офицер по делам службы находился на территории современной Сирии. Неподалёку от города, где он остановился, было небольшое болото. Местные жрецы именовали его священным и говорили, что там живёт божество. Огромной рептилии, которая была то ли крокодилом, то ли змеем, то ли ящерицей, приносили в жертву людей. Георгий заинтересовался этим делом и даже решил посмотреть на неведомое чудище. Он вызвался сопровождать очередную жертву к болоту.
Когда монстр выполз из болотистой жижи, Георгий бесстрашно вступил с ним в бой и поверг дракона во славу Господа. Местные были настолько рады, что он убил «священное чудище», что даже приняли христианство.
Согласно другой версии, это чудо относят к посмертным явлениям святого Георгия. В этой истории чудище обитало в озере недалеко от города Бейрута. Древнему чудовищу приносили человеческие жертвы. Естественно, это были юные красавицы-девственницы. И вот дошла очередь до дочери местного правителя. Девицу привязали к дереву возле водоёма, чтобы монстр вышел и пожрал её. Когда рептилия вышла из воды, вдруг появился прекрасный белокурый юноша на белом коне и убил дракона. Девушка спаслась и рассказала всем о чуде, в результате чего многие жители города приняли христианство.
На Руси Георгия традиционно считали покровителем не только воинства, а его символами украшали знамёна и ордена, но и хранителем домашнего скота. До революции русские крестьяне всегда перед выгоном скота в первый раз после зимы на пастбище, совершали молебен в честь Георгия Победоносца. День великомученика Георгия в народе ещё называют — «Юрьев день». В эту дату, до времён царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить от одного помещика к другому.
Святой великомученик Георгий получил своё прозвище Победоносец не столько за мифическую победу над драконом, на исторической достоверности которой вовсе не настаивает церковь, а за духовную победу над своими мучителями. Мощи святого Георгия хранятся в палестинском городе Лидда, в храме, носящем его имя. Голова мученика осталась в Риме и хранится в храме, также посвящённом ему.
Образ святого Георгия и следует воспринимать не как буквального победителя драконов, а как духовный прообраз вечной борьбы добра и зла, которая ведётся в душе каждого человека. Все плохие привычки, злые помыслы, нехорошие поступки по отношению к другим людям — это и есть тот самый дракон, которого должен одолеть каждый, кто называет себя христианином. Если в нём действительно живёт Христос.