Разрешалось ли в Красной армии в годы войны носить награды, полученные при царе?

Сразу после Революции в России были отменены такие понятия, как офицер. Им на смену пришли командиры. Отказались в условиях Гражданской войны и от офицерских погон. Им со временем на смену пришли петлицы. В 1943 году на кануне Сталинградской битвы в Красной армии вернули и старые звания, и погоны. Данный шаг отчасти был связан с готовящейся крупной операцией. Однако, в действительности возвращение «царского наследия» в армию было запланировано в рамках новой советской исторической политики, которую начали воплощать еще в начале 1930-х годов.

Кстати, а как в этих условиях обстояли дела с царскими наградами, например, с Георгиевскими крестами?



По сторонам: Герой Советского Союза Ф. Н. Купин, А. И. Купин, в центре Георгиевский кавалер Андрей Исидорович Криковцов

Прежде всего в пору спросить: а кто в принципе мог быть носить царские награды в годы Великой Отечественной войны? У кого-то шансы на подобное действительно были. Однако, важно понимать, что между 1914 и 1941 годами прошло все-таки 27 лет. В обоих войнах воевало в первую очередь молодое поколение. В 1945 году на возрастную категорию 41-51 год приходилось только 13% военнослужащих Красной армии. Старше 51 года – менее 1%. Таким образом, если в 1914 году в начале Первой мировой войны мужчине было 18, то к 1941 году ему было уже 45 лет. Другими словами, ветеранов сразу двух мировых воин физически было немного.

Тем более, что многие из участников империалистической войны затем гибли в Гражданской войне. А те, кто пережил и эту, имел все шансы не дожить до сорока из-за подорванного здоровья в сырых и холодных траншеях, старых ран, перенесенных болезней (например, тифа) и отравления ядовитыми газами. Последние, к слову, убивали не только на фронте. Многие, отравившиеся газами, уходили из жизни через 3-5 лет после окончания мировой бойни.


Герой Советского Союза И.Г. Степанов и полный георгиевский кавалер В.Л. Львов.

Конечно, счастливчики были. Однако они по большей части не участвовали в Великой Отечественной войне непосредственно на поле брани. Как правило, царские награды оставались у тех, кто пережил империалистическую, гражданскую, а затем связал свою судьбу со службой социалистическому отечеству в Красной армии. Другими словами, это были офицеры, по большей части высокопоставленные офицеры: генералы и маршалы Советского Союза. Например, Семён Михайлович Будённый имел 5 георгиевских крестов (1 у него отобрали вместо того, чтобы расстрелять) и 4 георгиевских медали. Георгий Константинович Жуков был обладателем 2 георгиевских крестов. Родион Яковлевич Малиновский – три креста. Константин Константинович Рокоссовский – 1 георгиевский крест и 3 медали «За храбрость». Были в СССР и полные георгиевские кавалеры: Иван Владимирович Тюленев, Андрей Иванович Ерёменко, Кузьма Петрович Трубников. Список военных специалистов, имевших почетные царские награды еще с солдатских времен, можно продолжить.


Участник двух мировых воин и обладатель наград империи и Союза — Анатолий Иванович Цимбалюк.

Но могли ли советские командиры носить эти награды? Да могли, но было одно но. Прямого запрета на ношение царских наград в СССР никогда не было. Однако, царские ордена и медали имели странное положение. С одной стороны, их нужно было всегда указывать в армейских документах. С другой стороны, официально эти награды никогда не признавались. В 1944 году Н. Д. Анощенко обратился к Иосифу Сталину с предложением официально приравнять Георгиевских кавалеров к кавалерам Ордена Славы. Однако, тогда дальше проекта Постановления СНК дело так и не пошло. А после войны об этом просто забыли, так как новая война и новое поколение ветеранов для советских людей затмили и Первую империалистическую и Гражданскую.


Офицер справа — участник двух мировых Владимир Николаевич Грусланов. На груди и Георгии и советские награды.

Тем не менее, факт остается фактом: носить награды было можно. Однако, не каждый хотел это делать из личных соображений. Советские маршалы своих «Георгиев», как правило, не носили вместе с советскими наградами (Рокоссовский носил на плашке). С другой стороны, у нас есть пример советского писателя и участника Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войны — Владимира Николаевича Грусланова. В царской армии он был, по сути, простым солдатом и стал обладателем 4 георгиевских крестов. В годы Великой Отечественной войны был награжден, в том числе «Красной звездой». Советские награды Грусланов носил вместе с царскими, и никто его за это не съел. В конце концов, к 1941 году революционный пыл в народе в значительной степени остыл. По мере улучшения жизни населения и роста образования советская историческая политика и пропаганда смогли перебросить мост между советским настоящим и царским прошлым, выстроив то, что сегодня бы назвали словом «преемственность».