Харбин – город уникальный. В нем несколько десятков православных церквей, а дома построены не на китайский манер, а в русском стиле. Здесь до сих пор много выходцев из России, а в первой половине прошлого века на городских улицах только и слышалась речь наших соотечественников. Есть даже такое понятие – «харбинский русский».
Это горожане, из поколения в поколение живущие здесь, на китайской земле.
Его сравнивали с российской провинцией
Город Харбин появился в Китае благодаря Транссибирской магистрали: её строительство началось в 1897 году, а года спустя на ее южной ветке построили станцию Харбин. Наши соотечественники, строившие в этих местах Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД), проходившую через Маньчжурию, возводили для себя в Харбине дома, мебель же и личные вещи привозили с собой из России. Довольно большая часть приехавших строить КВЖД россиян осталась жить в этом молодом городе.
В честь Харбина даже выпустили рублёвую купюру.
В начале прошлого века Харбин выглядел как типичный провинциальный российских городок. Здесь царила уютная, непринужденная атмосфера, а китайцы и русские жили вместе бок-о-бок, причем, создавалось впечатление, что последних тут даже больше. Впрочем, в Харбине проживали и представители других национальностей.
В китайском городе было построено около трех десятков православных церквей, а также школы, вузы и жилые дома – по стилю наподобие тех, что строили в те годы в России. Были в Харбине даже так называемые Московские торговые ряды.
Русские харбинцы на отдыхе.
Пляж в Харбине. Начало прошлого века.
После Русско-японской войны часть русских покинула Маньчжурию, другие же решили остаться, и таких оказалось немало. К 1913 году этот город на китайской земле можно было фактически назвать русской колонией, созданной для обслуживания КВЖД.
Русские барышни в компании богатого китайца.
После революции в этом «русском китайском» городе нашло приют множество белых офицеров и бывших чиновников с Дальнего Востока, уехавших с семьями Харбин в надежде, что советская власть просуществует недолго. Эмигрантов здесь насчитывалось несколько сотен тысяч. Через время часть русских поехала дальше – на юг Китая и в Америку, Австралию, Европу, но оказалось немало и тех, кто предпочел осесть в Харбине. Русская диаспора в этом городе в послереволюционные годы была самой большой из существовавших за пределами СССР.
Сложные времена
Однако спокойная жизнь длилась недолго. Вскоре живущих здесь россиян поставили перед выбором: остаться здесь они могут, если примут советское гражданство. Для тех, кто не признавал советскую власть, это условие было неприемлемым, но некоторые на него пошли.
Вывески на улицах на русском языке никого не удивляли, ведь тут жили сотни тысяч русских.
Во время японской оккупации русских в городе осталось в разы меньше, ведь отношение к ним стало теперь другим. Поначалу многие местные эмигранты наивно думали, что приход японцев для них благо и что это поможет им чувствовать себя увереннее, однако вместо этого они увидели набиравший обороты антисемитизм и рост преступности.
Когда же в 1945 году Харбин заняли советские войска, всех, кого идентифицировали как участников Белого движения, либо тех, кто, как было установлено НКВД, сотрудничал японскими оккупантами, арестовали и отправили в советские лагеря.
Бойцы Советской армии в Харбине.
В целом же массовый отъезд из Северной Маньчжурии выходцев из России длился с 1940-х по 1960-е годы. Однако даже после оттока русских в Харбине продолжало чувствоваться русское влияние: церкви, дома, привычки, предметы быта у горожан оставались совсем не китайскими. Местные коренные жители словно стали немного русскими.
Современный Харбин
Вторая волна русских эмигрантов захлестнула Харбин в 1990-х годах, после распада СССР. Теперь же город снова заинтересовал россиян.
Сейчас в Харбине проживает, по разным данным, от 2,5 до 3 тыс. русских и представителей бывших советских республик. Большинство – либо коммерсанты, либо студенты, приехавшие сюда учиться, либо преподаватели русского языка, работающие в китайских вузах. Есть также русские среди официантов, продавцов, музыкантов, работающих, например, в барах и ресторанах.
Сейчас в городе даже есть общественная организация «Русский клуб в Харбине». Возможно, с изменением политической обстановки и укреплением отношений России с Китаем наших соотечественников тут будет еще больше.