Подавляющее большинство советских танков после Т-62 не может сдавать назад на скорости больше 4-5 км/ч, и это притом, что Т-62 ездил назад на скорости до 10 км/ч. Единственным исключением из правила является советский танк Т-80, который на реверсе может разгоняться до 11 км/ч. При этом большинство западных аналогов времен как холодной войны, так и современности вполне уверенно и быстро ездит на задней передаче. В некотором случае скорость может достигать 36 км/ч!
Что же не так с советскими танками?
Если опустить некоторые детали и специфику, то трансмиссия советских танков первой половины XX века практически ничем не отличается от автомобильной. По сути, единственным принципиальным отличием было наличие в танковой трансмиссии бортовых фрикционов. Мощность танкового двигателя переходила от редуктора на главный фрикцион, оттуда на трансмиссию, с нее на боковые фрикционы, а уже с них при помощи бортовых редукторов на катки и гусеницы. Именно такая схема применялась в советских танках до Т-62 включительно.
Первый раз серьезным образом танковую трансмиссию в СССР переработали во время разработки Т-64. Примененная в нем схема в целом используется по сей день. Не погружаясь в детали, подчеркнем главное, что было сделано – старая танковая трансмиссия была упрощена. Упростили конструкцию трансмиссии советские инженеры настолько, что количество элементов в ней сократилось примерно в 2 раза! В частности в новой конструкции избавились как от главных, так и от бортовых фрикционов и редукторов. Мощность двигателя начала передаваться на трансмиссию, по сути, напрямую, после чего стала попадать на ведущие катки без «посредников».
Модернизация трансмиссии проводилась не просто так, а по ее результатам советские танки получили как новый набор плюсов, так и новый наборы минусов. Плюсы были достаточно очевидны: трансмиссия стала дешевле и проще во всех отношениях. Упростился ремонт и обслуживание, повысилась выживаемость узла. Улучшилась компактность, что в свою очередь сказалось на габаритах и массе всего танка. Однако, расплачиваться за все это пришлось одним новым огромным минусом – практически полным отсутствием модернизационного потенциала.
Чрезмерная простота послевоенной танковой трансмиссии не позволяет добавлять ее дополнительные передачи. Сделать это можно только при полной переработке всей системы. По сути, придется разрабатывать новую танковую трансмиссию с нуля. При этом в отличие от зарубежных танков у отечественных только одна задняя передача. По этой причине они и ездят так медленно. В этом отношении Т-80 составляет лишь некоторое исключение из-за очень мощного газотурбинного двигателя.