Турбовинтовой бомбардировщик-ракетоносец Ту-95 был создан более 70 лет назад. Свой первый полет машина совершила еще в далеком 1952 году, а трепет в сердцах наиболее вероятных противников продолжает вызывать по сей день! При кажущейся «примитивности» советский Ту-95 – это крайне полезная машина в области поддержания стратегического паритета между странами. За прошедшие годы турбовинтовой самолет почти не растерял свой актуальности, более того до сих пор остается держателем нескольких мировых рекордов среди бомбардировочной авиации.
Не нужно себя обманывать: Ту-95 по состоянию на 2020-е годы – это все-таки устаревшее оружие. Устаревшее, но, как это странно не прозвучит, не утратившее своей актуальности. Признают это даже зарубежные партнеры России, которые отмечают моральную старость и примитивность Ту-95 на фоне современной бомбардировочной авиации. Однако при этом они же делают одну крайне важную оговорку. Та тактическая ниша, в которой несет службу Ту-95, ни в каком другом самолете на сегодняшний день не нуждается. А все потому, что от самого 95-го требуется только летать на большие расстояния и делать это как можно менее заметно. С обеими задачами старый советский бомбардировщик справляется на крепкую четверку, выступая в качестве воздушной пусковой установки для крылатых ракет. Например, таких как Х-101 и Х-102 для поражения наземных и морских целей.
При этом важно отметить, что большинство турбовинтовых бомбардировщиков-ракетоносцев, стоящих на вооружении России сегодня, – это все-таки не совсем самолеты 1950-х годов. В большинстве случаев ВВС используют модели Ту-95МС, которые являются продуктом модернизации оригинального бомбардировщика, проведенной в 1982 году. На данный момент у России порядка 60 таких самолетов. Применяется дозвуковой Ту-95 тогда, когда запуск дорогостоящих сверхзвуковых советских самолетов-ракетоносцев Ту-160 не оправдан ни тактически, ни экономически. В первую очередь 95-ые применяются в ситуациях, когда перед ракетоносцем не стоит задачи преодоления вражеской системы ПВО.
Современные модели Ту-95МС – это самолеты с длиной фюзеляжа 49.09 метра и размахом крыла 50.04 метра. Максимальная взлетная масса бомбардировщика составляет 185 тонн. В движение летательный аппарат приводится четырьмя двигателями НК-12МП. Мощность каждого агрегата превышает 11 тысяч лошадиных сил. Крейсерская скорость ракетоносца составляет 700 км/ч, в то время как максимальная достигает 900 км/ч. О боевом радиусе Ту-95МС нет данных, однако предыдущие модели машины могли делать вылеты на 6 340 км. Каждый самолет имеет вспомогательное вооружение в виде двух авиационных пушек ГШ-23. Впрочем, главное оружие Ту-95 – это все-таки переносимые на борту крылатые ракеты.
Большую часть времени российские Ту-95МС несут боевое дежурство вдоль границ воздушного пространства стран НАТО. И Россия, и США до сих пор используют турбовинтовые самолеты-ракетоносцы для патрулирования из соображений экономичности последних на фоне сверхзвуковой авиации. Прямым аналогом отечественной машины в США является самолет B-52 Stratofortress. При этом за Ту-95 остается несколько важных рекордов. Во-первых, КПД турбины Ту-95 достигает 34%, что является рекордом в турбовинтовой авиации по сей день. Во-вторых, Ту-95 остается самым скоростным турбовинтовым бомбардировщиком-ракетоносцем в мире. В-третьих, в 2010 году самолет установил рекорд среди серийных бомбардировщиков по дальности беспосадочного полета. Рейс длился 43 часа, Ту-95 за это время преодолел более 30 тысяч км пути и 4 раза дозаправился в воздухе.