Обряды захоронения в разных странах имеют свои особенности, все зависит от канонов вероисповедания и традиций отдельно взятого народа, а иногда и населенного пункта. Взять, к примеру, традиции ставить кресты на могилы. Католики довольствуются четырехконечными крестами, православные – устанавливают шести- или восьмиконечные сакральными символами. А вот славяне, задолго до крещения Руси, в своих погребальных церемониях использовали памятники с крышами и назывались эти необычные надгробия – «кресты-голубцы».
Хотя в древности, подобные объекты устанавливались не только в качестве поклонных атрибутов.
1. Могильный крест с крышей: особенности надгробия славян-язычников
Задолго до крещения Руси обряды захоронения древних славян предусматривали установку особенного поклонного креста. Об этом упоминается как в легендах, датированных X веком, так и в первом летописном своде – в «Повести временных лет». Особенность этого погребального атрибута состояла в том, что над деревянным надгробием всегда устанавливалась крыша, превращая его в миниатюрную избушку.
Особенности конструкции могильного креста: Старославянские надгробия изготавливались подобно языческим идолам из массива дерева и состояли они из: толстого основания; базы; ствола, верхнюю часть которого украшает капитель; «дома», над которым устанавливалась двускатная крыша, опирающаяся на перекладину, и венчающего конька. У древних племен севера, северо-запада и северо-востока Европы (радимичи, кривичи, северяне, вятичи и др.) погребальный обряд предусматривал кремацию, после чего прах умершего помещался в сосуд и закреплялся он в верхней части надгробия, в «доме», как раз под крышей.
Местом захоронения могла быть «изба смерти», а после кремации тела – устанавливались поклонные кресты-голубцы с «домами», где прятались сосуды с прахом умершего.
А в некоторых селениях, живущих на Крайнем севере, где не практиковалась кремация, могли строиться и вовсе не большие срубы, которые назывались «изба смерти». Подобные сооружения устанавливались вместо могил, которые чаще всего невозможно было выкопать в мерзлой земле. Их конструкция зачастую имела отличия, а порой и кардинальные (в некоторых селениях могли иметь вид избушки на курьей ножке), все зависело от местных традиций и климатических условий. Эти строения надежно защищали тело усопшего от диких зверей, а еще в них помещалось довольно много припасов, которые могли ему понадобиться в загробной жизни (по мнению древних, конечно же), ну и живым, в случае крайней необходимости.
2. Почему могильные кресты с крышей назывались «голубцами»
Иногда голбец был настолько большим, что верхняя его часть выступала в роли чулана.
Считается, что слово «голубец» – это производное от понятия «голбец» (от слова голубь, голубчик), которое употреблялось для названия деревянной пристройки к печи, где расположен спуск в подполье, подвал или яму. Народ верил, что в этом месте обитает домовой, один из духов загробного мира, охраняющий дом. В сакральном же смысле голбец воспринимался как связующее звено между миром живых и миром предков. Считается, что крыша над погребальным крестом символизирует дом умершего.
После крещения Руси, когда стали возводиться храмы, фасады которых украшали иконы и фрески, над ними сооружали козырьки, как и над могильным крестом. Только к тому времени слово «голбец» трансформировалось в «голубец», его употребляли для определения архитектурного элемента, который, кстати сказать, несмотря на запрет церкви, многие столетия устанавливался над поклонными крестами, правда, немного изменившими форму и символический/сакральный декор.
Примечательно: После Крещения Руси древние языческие ритуалы постепенно заменили христианскими, но некоторые традиции сохранились, только приняли другую форму. После раскола церкви, произошедшего в России в XVII веке, по новым правилам запрещалось устанавливать кресты-голубцы. Хотя эти реформы не смогли заставить поменять веру людей в то, что покойникам нужна защита. Особенно противились те, кто отказался от преобразований (их называют старообрядцами) и ушли жить в глухие леса. В этих поселениях чаще всего можно увидеть кресты с крышами даже в современном исполнении, которые издревле имели еще одно сакральное предназначение.
3. Как изменились кресты-голубцы с приходом христианства
Христианская вера наложила отпечаток не только на религиозную составляющую жизни народа, но и поменяла главные устои, касающиеся рождения и смерти человека. Изменился обряд захоронения, а также поменялись и надгробия, которые представляли собой шести или восьмиконечные кресты. Естественно, люди никак не могли отказаться от своих корней, поэтому языческие символы и обряды постепенно переплелись с христианскими. В некоторых селениях все также устанавливались поклонные голубцы, но у них появились перекладины, образующие крест, а вместо «дома», где размещался сосуд, вырезались/вставлялись иконы и табличка с именем.
Очень быстро надгробия стали походит на произведение искусства, в оформлении которого соревновались родственники усопшего и сами мастера. Кресты-голубцы украшались иконами, распятиями, начертаниями слов из молитв, резными узорами как на деревянных деталях опорной конструкции, так и на верхней части. Особенно красивыми получались резные коньки и фигурные капители, а также крестообразная опора, на которой закреплялась крыша. Стоит отметить, что со временем о языческих нюансах погребальных ритуалов и вовсе забыли, подобные надгробия стали ассоциироваться с маленькими часовнями, возводимыми в память о предках.
4. Почему кресты-голубцы устанавливались не только на погостах, а и вокруг селений
Оказывается, кресты-голубцы подразделяют на могильные и придорожные. С первыми мы уже разобрались, а вот вторые, как следует из названия, выступали в роли оберегов для целых населенных пунктов, поэтому их можно было увидеть при въезде в города и села. Хотя сакральные атрибуты могли устанавливаться и вокруг отдельно взятых усадеб, и на перекрестках (где, по преданьям, собирается всякая нечисть).
При этом кресты-голубцы запросто могли быть могилой особо почитаемого жителя поселения, которому таким способом выражали особое уважение, а взамен ждали защиты от врагов и нечистой силы. Если голубец устанавливали перед подворьем, то захоронен мог быть предок-защитник, которому давали обет продолжать род и/или благое дело, начатое почившим. Также кресты с прахом могли поставить в «нехороших» местах откуда ждали беду или чувствовалось присутствие потусторонних сил.
Естественно, такое языческое своеволие не приветствовалось церковью, ведь по канонам христианства, человек должен быть похоронен в гробу, на освященном кладбище и после определенных действий священника, а не превращен в пепел и упокоен в сосуде посреди села или на обочине. Не одно столетие священнослужители всеми силами пытались «отбить» у народу тягу к языческим традициям и обрядам, но некоторые из них оказались так живучи, что и сегодня являются актуальными и очень даже популярными, правда, вряд ли современники понимают в чем их сакральный смысл.