Копья ломаются на тему дрона "Добрыня", который начали активно пиарить на выставках и в СМИ.
Вот что о нем пишет Александр Харченко: Я обожаю FPV дроны. Они отличаются от обычных (типа DJI) примерно, как двухмерный мир от трехмерного. Я всегда мечтал увидеть отечественную разработку. Но когда посмотрел репортажи о квадрокоптере «Добрыня» от концерна «Алмаз-Антей», то серьезно расстроился.
Давайте препарировать «российскую разработку».
Аккумулятор – Tattu 2200 mAH 4S 14,8 V 45C
Двигатели — iflight xing
Аппаратура – Radiomaster TX12
Регуль — IFlight Blitz E55 32 бит
Антенна — Rush cherry
Софт для полетного контроллера — iNavFlight/inav
Пропеллеры – dallprop
Камера – Foxeer
Видеопредатчик — AKK FX2 Ultimate 5.8G 1200mW
Даже ремешок для крепления аккумулятора — caddx fpv !
Теоретически российского производства может быть рама. В репортажах особый акцент делается на том, что полетный контроллер произведен в России. Мне не удалось найти точно такой же, но очевидно, что за основу был взят IFlight BLITZ Mini F7 Stack MPU6000 F722. Но даже если контролер для «Добрыни» был собран в России, то точно из зарубежных комплектующих. Сердцем контроллера является процессор, а он – зарубежный. ARM 1 известный экземпляр родом из 80х годов прошлого века.
Какие еще недостатки у «Добрыни»?
— Ужасное качество сборки (висящие провода и использование стяжек)
— Слабая аппаратура, а значит и дальность полета в реальных условиях не более 900 метров.
— Отсутствие очков (летать на планшете – это худшая идея)
В итоге перед нами низкокачественная поделка, на которой откажется летать любой здравомыслящий FPV пилот. И знаете, что самое обидное? На фронте ждут FPV дроны! На передовой есть специалисты, которые могут на таких аппаратах залетать в форточку! Отдайте им этот бюджет (132 тысячи за один дрон) и они соберут первоклассные машины под свои задачи. Если не верите моим словам – проконсультируйтесь с беспилотчиками на Донбассе. Просто спросите нужны ли им такие «Добрыни»? И я боюсь, что вы не получите цензурный ответ.
А вот более взвешенное, но без особой надежды, мнение Андрея Медведева:
Но все же те себя надеждой, что вдруг мы все ошибаемся, заблуждаемся и глаз у нас замылился.
И что уважаемый концерн не мог так специфически поступить — взять за основу китайский гоночный дрон, купить импортных запчастей, собрать из этого "уникальную разработку, аналогов которой нет". А теперь продавать её армии будет в несколько раз дороже, чем если купить все Алиэкспрессе и собрать самому.
Однако же, если дело и впрямь обстоит столь печально, то налицо не просто глупость, не просто традиционная попытка имитации успеха, не попытка выдать презентацию за победу.
Это нечто совсем другое.
Передавать на фронт дроны, не приспособленные для войны, это все равно, что сдать своих солдат.
Как можно на 10 месяц СВО пытаться впарить непонятно что, надеяться на этом заработать и ещё быть в уверенности, что никто ничего не заметит? При том, что во всех действующих подразделениях полно операторов коптеров, а в корпусах ЛНР и ДНР он вообще почти в каждом взводе.
То есть людей, кто понимает из чего сделана "уникальный дрон" и нужен ли он им на самом деле, более, чем достаточно. И тем не менее, концерн заявляет, что изобрёл чудо техники.
В целом, разрешить спор дилетантов (это конечно же мы), и настоящих профессионалов (это конечно же те, кто предлагает фронту дрон "Добрыня") весьма и весьма просто.
Отправьте, пожалуйста, опытные экземпляры дрона в войска для обкатки и получения обратной связи. Дайте полетать на нем тем, кто служит в отрядах БПЛА с начала операции.
Тем более, что Верховный главнокомандующий Владимир Владимирович Путин потребовал "обеспечить в том числе наши вооруженные силы всем необходимым в ходе СВО". Необходимым, а не абы чем! А также он говорил, насколько важна обратная связь с военными и производителями. То есть обкатка дрона в войсках будет прямым следованием словам Верховного.
Посмотрим, что ответят производители. А ответить им придется по факту. Такие финты, как в мирное время не пройдут…
Наверное, можно критиковать завод за то, что в производстве сейчас используется множество китайских компонентов, а конструкция в значительной степени повторяет популярные модели. Но логика разработчика тоже вполне понятна.
После изучения материалов очевидно, что это не отвёрточная сборка и не попытка перепродавать китайскую продукцию в новой упаковке. На знаменитом Обуховском заводе взялись за работу системно: сделали свой контроллер («мозг» — систему управления), самостоятельно разрабатывают софт, вложились в организацию серийного производства, освоили производство печатных плат и деталей на 3д-принтерах собственной разработки, определили тактики-технические требования заказчиков и проводят комплексные климатические испытания. Судя по заявлениям руководителей проекта, они осознают, что это только первые шаги, и имеют планы по дальнейшей локализации компонентов. Сделать его полностью российским, наверное, невозможно (в стране нет производства некоторой микроэлектроники), но «Алмаз-Антей» вполне сможет наладить серийное производство аккумуляторов, двигателей, винтов, блоков связи, пульта, видеокамер — был бы спрос.
Сейчас первые аппараты отдадут заинтересованным заказчикам, получат обратную связь, доработают. Это нормальная инженерно-конструкторская деятельность, судить о результатах которой надо хотя бы через полгода-год.
Хотя уже сейчас «Добрыня» — это не копия какого-то китайского изделия, а российский коптер с немалой долей компонентов отечественного изготовления. И, может, не сразу, но пусть будет лучше осваиваться такое производство, чем мы будем продолжать тысячами ввозить такого класса аппараты из Китая. Самые главные шаги уже сделаны.
Если вам удобнее обсуждать политические темы в ТГ, то вот моя ссылка — https://t.me/citizen_opinion