Тагильский округ, который 200 лет назад настигла «золотая» лихорадка, в середине прошлого века стал местом притяжения для увлеченных дачников. Энтузиастам удалось превратить песчаные островки в поистине идиллический пейзаж. Проезжая через реку Тагил, можно увидеть экзотическую картинку: разномастные домики среди воды, множество лодок, мостиков, причалов и песчаных пляжей, собственные березовые рощи, утесы и опушки.
Вся эта красота получила говорящее само за себя название – «Уральская Венеция».
1. Как в пригороде Нижнего Тагила образовался удивительный ландшафт
Подъезжая к Нижнему Тагилу (Свердловская область), с моста, перекинутого через полноводную реку Тагил, можно увидеть неожиданную, даже можно сказать экзотическую картину – множество дачных домиков на небольших островках. Эти острова уже более полусотни лет в народе называют «Уральской Венецией» (или же «Тагильской Венецией»). Это название, как нельзя лучше характеризует странное скопление жилищ, которые никогда бы здесь не появились, если б не наличие особо ценных природных ископаемых, кардинально изменивших историю прекрасного края. Активная деятельность людей, жаждущих быстрого обогащения, повлияла на имеющийся ландшафт, преобразовав его до неузнаваемости.
Примечательно: В Нижнетагильском горном округе промышленная добыча россыпного золота началась более 200 лет назад. В середине и конце XVIII века были обнаружены золотосодержащие руды, но эти места держались в тайне владельцами – кланом Демидовых, чтобы земли не отобрали в государеву казну. Только после того, как вышел сенатский закон «О предоставлении права всем российским подданным отыскивать и разрабатывать все золотые и серебряные руды с платежом в казну подати» началась активная разработка рассыпного золота, что в последствии вызвало уральскую «золотую лихорадку». Начиная с 1825 по 1925 гг. на территории Тагильского округа официально действовало более 120 приисков, где было добыто около 25 тонн золота.
Вплоть до средины XX века в реке Тагил и ее притоках – Вязовка, Леневка, Ключик и Черная добывали строительный песок и мыли золото. Используя драги (плавучий горно-обогатительный комплекс) и земснаряды добывали песок с глубин рек, который промывали, чтобы извлечь золото, а затем отправляли его строителям или попросту высыпали его в другом месте. В следствие таких работ и образовался удивительный ландшафт с множеством каналов, озер, мысов, проток, песочных отвалов, насыпей и островков, которые и привлекли внимание горожан.
2. Появление дачных домиков на воде
Больше всего появилось насыпей и островков в районе небольшой деревеньки Монзино, мимо которой проходит железнодорожное полотно и есть собственная станция. Это обстоятельство и предопределило будущее поселка, которое считается одним из красивейших мест на Урале. А случилось это благодаря садовым товариществам, которые начали появляться среди воды. Первым на столь необычные насыпи обратило внимание высокое начальство нижнетагильских заводов, решившее построить для себя загородные домики, которые было принято называть дачами.
Отдых вдали от населенных пунктов на свежем воздухе в окружении первозданной природы привлекал и простое городское население, поэтому в 1980–1990 гг. начался массовый дележ песчаных островков и отвалов между садоводческими товариществами. При строительстве коллективных садов («Тагилстрой-3», № 5 «Рыбак», «Металлист», «Сельхозтехника», «Автомобилист-2», «Пищевик», «Старатель-4» и др.) счастливые владельцы условного земельного надела изловчались как могли.
Большинству из новоявленных дачников пришлось насыпать из щебня собственные островки, укреплять их камнями, а затем завозить плодородный грунт, но на этом хлопоты не заканчивались. Поскольку почва была нестабильной и всегда имелся риск затоплений, домики пришлось устанавливать на высокие сваи, уходящие глубоко в землю. Хотя в период масштабных наводнений и эти меры не являются 100% гарантией безопасности. Тем не менее желающих обзавестись участком среди вод реки Тагил и ее приток с тех пор было хоть отбавляй, а цены на готовые дачные домики совсем не падают даже сейчас.
3. Особенности застройки садоводческих товариществ
Учитывая, что участки под застройку коллективных садов не совсем привычные для наших реалий, то и планировка их территорий имеет свою специфику. Есть товарищества, которые находятся на больших островах, поэтому там имеются вполне привычные улицы и площади и только домики на окраинах устанавливают у кромки воды, а собственную кромку берега надежно укрепляют. В большинстве случаев дачи находятся на небольших островках, косах, мысах и перешейках. Они с двух или даже с трех сторон окружены водой, при этом глубина водоемов достигает 3 м, что позволяет запросто пришвартовывать лодки и катера, оправляясь в гости друг к другу.
По сведениям редакции Novate.ru, дачи на крошечных клочках суши долее притягательны для любителей уединенного отдыха в окружении дикой природы, но в весенний период они страдают больше всего. Во время паводков участки подтапливает, вода поднимается на 1,5-2 метра, а иногда и выше, что становится настоящим бедствием. Весной 2016 года, например, очень много дачных домиков и вовсе ушли под воду, как и плодородный слой земли. Но такие катаклизмы не уменьшают количество желающих обзавестись домиком на воде с собственным пирсом/мостиком, к которому запросто можно пришвартоваться в весенне-осенний период или на утренней зорьке отправиться на рыбалку, не покидая дачный участок.
3. Чем сады вокруг Монзино выгодно отличаются от своего итальянского прототипа
Конечно же, коллективные сады вокруг Монзино не могут похвастаться архитектурными шедеврами, которыми издревле обрастала итальянская Венеция. Здесь также нет миллионов туристов, устремляющихся прикоснуться к древним достопримечательностям.
Но в «Уральской Венеции» все-таки есть свои достоинства. Учитывая, что островные сады расположены в пойме реки, где вода в большинстве каналов, озер и прудов является проточной, а это значит, что здесь нет ни характерного запаха застоявшейся воды и сырости, которые присущи прототипу. Ей не грозит высыхание каналов, как это совсем недавно произошло в Венеции. Также стоит отметить, что чистая проточная вода уральской реки благотворно влияет на процветание коллективных садов и их окружение. Об этом свидетельствует популяции рыб и водоплавающих пернатых, которые водятся здесь в изобилии.