Сложно посчитать на каком количестве предприятий и производств я уже побывал. И хотя я сам по специальности "инженер по автоматизации" посещение предприятий с ручным производством мне больше всего интересно. Это всегда интересные коллективы, душевные рабочие места и золотые руки специалистов. Очень интересно наблюдать, как буквально в руках людей рождаются изделия.
Я вам уже рассказывал про историю Семикаракорской керамики и о небольшом городке Семикаракорск в Ростовской области. А сейчас я покажу, как создаются изделия народного промысла России — Семикаракорской керамики. Яркие, красочные, полные праздничного настроения фаянсовые изделия известны и узнаваемы по всей России и за её пределами.
Отличительна особенность Семикаракорской керамики в том, что при его производстве используется метод уникального ручного труда, оригинальность форм, изобретательность и поэтичность в декоре. Семикаракорская керамика прекрасна не только красотой форм и буйством красок, она привлекает своей практичностью и экологичностью.
С древних времён изделия из керамики являются самым «ходовым» товаром. Они практически вечны, и археологические раскопки любых народов и культур демонстрируют это с разной степенью величия.
Какой ещё материал обладает набором таких качеств как:
— устойчивость к воде, кислотам, высокой температуре;
— механическая прочность;
— электроизолирующие свойства;
— неподверженность окислению, воздействию бактерий?
Все материалы, используемые для производства Семикаракорского фаянса, природные. Семикаракорский фаянс состоит из трёх компонентов: глины, песка и каолина.
Фото 2.
Глина обеспечивает пластические свойства фаянсовой массы, благодаря ей он сминается, изгибается, принимает разные формы под воздействием усилия, лепится. В производстве Семикаракорской керамики используется огнеупорная беложгущаяся глина Дружковского месторождения (Украина)
Песок — это вспомогательный элемент, благодаря его крупнозернистой структуре глина не прилипает к рукам, а сырой полуфабрикат не оседает под собственным весом. Таким образом песок становится скелетом, вокруг которого формируется масса.
Каолин — это тоже глина. Лепится она довольно плохо, но после обжига становится белой, примерно как вата. Именно каолин обеспечивает белизну фаянса. Таким образом черепок Семикаракорского фаянса имеет белый цвет, а не маскировку в виде непрозрачной белой глазури. Это дорого и трудоемко, но результат идеален, поэтому менять рецептуру нет смысла.
А уровень белизны – показатель ценности керамики. АО «Семикаракорская керамика» использует в своей работе каолин из месторождения с романтичным названием Журавлиный лог (Челябинская область).
Фото 3.
Первым этапом производства является приготовление литьевого шликера и формовочной массы. Сырьевые компоненты (глина и песок) измельчаются в шаровых мельницах, где в качестве мелющих тел используются уралитовые шары.
Очень хорошо знаю подобные мельницы по своему опыту работы на цементном заводе. Ух и грохот же там стоял, но и мельницы были раз в 5 больше.
Фото 4.
Песок и глина измельчаются в мельницах в виде тонкой суспензии, переливаются в большие резервуары, где соединяются с каолином и перемешиваются. Полученный литьевой шликер поступает на участок литья, а формовочную массу готовят методом удаления лишней влаги.
Жидкую фаянсовую массу закачивают в фильтр-пресс, затем полученная масса переминается в вакуум-мялке.
Фото 5.
После чего формовочная масса передается на участок пластичного формования.
Есть несколько вариантов создания формы издения. Сложные и фигурные части вылепливаются вручную.
Фото 6.
Вот в такие формы заливают формовочную массу, форма закрывается и обтягивается резиновым жгутом. Так как форма начинает активно впитывать воду, начинает формироваться внутренее пространство изделия.
Фото 7.
Вот что получается через несколько дней.
Фото 8.
Следующим этапом производства является монтаж приставных деталей или сборка изделий. Приставные части — ручки, носики крепятся к корпусу изделия. Я все удивлялся, как же ручка, приделанная отдельно к изделию потом выдерживает достаточно большую массу посуды с содержимым.
Приставные части — ручки, носики крепятся к корпусу изделия. На корпус и приставную деталь наносятся насечки, затем помещается небольшое количество жижеля. Это специальная склеивающая масса для соединения приставных деталей с изделием, которая изготавливается на предприятии.
Жижель состоит из сушья — остатки после формования массы и декстрина — вещества полученного из кукурузного крахмала. После обжига жижель становится очень надежным клеем, который скрепляет ручку и корпус.
Фото 9.
Вот на таком станке формуются плоские изделия.
Фото 10.
Все отформаванные разными способами изделия
Фото 11.
Тарелочки
Фото 12.
На участки сборки наносится прорезной рельеф. Семикаракорская керамика- единственное предприятие в России, которое делает прорезной рельеф на фаянсе. С помощью дыроколов разной формы и конфигурации прорезной рельеф наносится на тарелки, сахарницы и прочие изделия.
Вот будущий светильник СОВА. Он очень порнавился читателям прошлого поста.
Фото 13.
А вот как он выглядит в работе:
Фото 14
Напоминаю, каждое отверстие в подобных изделиях делается вручную примерно в произвольном месте. В результате, если подходить строго, то каждое изделие становится уникальным с уникальным рисунком.
Далее, после сборки идет процесс оправки. Она осуществляется с помощью поролоновой губки, смоченной в воде, специальных клюшек и резачков. Оправка заключается в обрезании и заглаживании края изделия с лицевой и внутренней стороны, таким образом убираются все неровности и остатки швов.
Фото 15.
После оправки изделие подсушивается в естественных условиях, на стеллажах, от 3 дней до 2 недель в зависимости от его конфигурации.
Фото 16.
Важным этапом производства изделий из керамики является обжиг. Первый – утельный обжиг, при температуре в центральной зоне 1220 градусов, обеспечивает создание плотного черепка для рукотворного декорирования изделий, придаёт изделию «прочность камня».
Фото 17.
Утельный обжиг осуществляется в газовой печи. Изделия помещаются на вагонетки, сложенные из огнеупорных материалов. Вагонетки закатываются в печь и начинается процесс обжига, который длится около 12 часов.
Происходит плавный подъем температуры, выдержка в течение часа и охлаждение. Обожжённые полуфабрикаты поступают на участок сортировки утельного полуфабриката.
Фото 18.
Сортировка изделий производится методом перезвона, то есть все изделия прозванивают, простукивают, и по звуку определяют, есть ли потреск на приставных деталях, цел ли корпус. Также контроль качества производится нанесением специального состава –фуксина. Это розовая жидкость, благодаря которой видны все дефекты, мельчайшие потрески, дырочки.
Таким образом, только идеальный полуфабрикат поступает дальше в производство. То, что забраковано направляется на утилизацию. После сортировки утельного полуфабриката ставится штамп-логотип предприятия. Это свидетельствует о том, что изделие проверено и готово к росписи.
Фото 19.
Следующим этапом производства является подглазурное декорирование изделий. По способу декорирования изделия, выпускаемые Семикаракорской керамикой делятся на исполнительские и тиражные. Тиражные изделия декорируются подглазурными красками и иногда солями металлов в качестве отводок. Исполнительские изделия декорируются как солями металлов, подглазурными красками, так и ангобом.
Живописец с помощью кальки карандашом снимает контуры росписи с образца изделия, прокалывает их иглой и переносит с помощью «припороха» (древесный уголь) на изделия, в результате чего на поверхности остаётся ясный точечный узор. Таким образом переводится контур будущей росписи.
Затем живописец подготавливает подглазурную краску для нанесения росписи. Краска просеивается через сито и растирается на палитре шпателем. Используются кисти из беличьих хвостиков и кисти из колонка. В растертую краску добавляется небольшое количество воды и капля глицерина. Затем краска наносится на кисть — с одной стороны в большем количестве, с другой в меньшем. Так при нанесении мазок будет полутеневой, что создаст эффект глубины и объема. Это отличительная особенность росписи Семикаракорской керамики.
После нанесения мазков, завершающим этапом является пестрение- это нанесение тонких линий темными красками. Каждое изделие подписывается на донышке, где указывается автор изделия, формы и росписи, и исполнитель- человек, который повторил данное изделие в тираже.
Декорирование исполнительских изделий — более сложный процесс. Его отличает разнообразие методов декорирования. Во-первых, это нанесение ангоба — шликер, состоящий из наших сырьевых компонентов, который наносится на изделие в жидком состоянии. После обжига шликер создает рельеф, необходимый для декора. Декорирование солями металлов
осуществляется по необожженному черепу изделию, то есть до первого обжига по сырцу. После обжига соль каждого металла приобретает свой цвет.
Последним этапом декорирования является нанесение подглазурной краски и пестрение.
Фото 20.
Декорированные изделия поступают на участок глазуровки. Глазурь- суспензия, в состав которой входит стекло определенного химического состава (фритта). Фритта и другие компоненты глазури измельчаются в шаровой мельнице с добавлением воды. В результате получается суспензия, которая называется «глазурь». Глазури наносятся на изделия с помощью распыления пульфоном или прямым «окунанием».
Ножка изделия протирается, для того чтобы избежать приклеивания к вагонетке, огнеупору. Затем производится последний политой обжиг.
Толщина глазурного слоя строго регламентируется лабораторией, чтобы не было наплывов, расслаивания, трещин на глазури. За этим следят контролеры. Политой обжиг так же осуществляется в газовой печи
Фото 21.
Политой обжиг проводится при температуре 1140-1180 градусов. При этой температуре глазурь плавится и соединяется с корпусом изделия. Тонкий слой глазури защищает наш декор, делая его вечным.
Фото 22.
После обжига изделие приобретает более насыщенную палитру цветов. Соли металлов дают тени, глубину изображения пейзажа, портрета и цветочной росписи
Вот эта супница кстати на предыдущих фотках была извлечена их формы после формования.
Фото 23.
После обжига изделие поступает на участок сортировки и упаковки, где так же методом перезвона проверяется его качество на наличие подтресков приставных деталей и трещин корпуса. Согласно техническим условиям, действующим на предприятии, оценивается качество изделия. Изделия, отвечающие первому сорту, упаковываются в бумагу, затем помещаются в коробки из гофрокартона в соответствии с комплектацией и количеством изделий.
Далее перемещаются на склад готовой продукции и поступают нашим покупателям
Фото 24.
Давайте посмотрим еще какие-нибудь интересные моменты.
Вот будущие фонарики — тигрята, вроде бы.
Фото 25.
Классические чашечки.
Фото 26.
Посмотрите, какое разнообразие изделий. На мой вопрос, сколько же всего форм хранится в архиве, мне ответили, что около 3000.
На самом деле думаю их никто не считал и их намного больше.
Фото 27.
Спросил у работника предприятия, какое самое любимое изделие.
Фото 28.
В данном случае это "Анечка и Ванечка" — елочные игрушки.
Фото 29.
Стильные вазоны
Фото 30.
А вот заготовки для кукол-грелок.
Фото 31
Вот такими они будут.
Фото 32.
Много голов.
Фото 33.
Еще елочная игрушка. Было — стало.
Фото 34.
Фонарики — кошечки.
Фото 35.
Вот она в работе:
Фото 36.
А это кспериментальный образец.
Фото 37.
Подготовка к Новому Году
Фото 38.
Фото 39.
Фото 40.
Фото 41.
Забыл спросить, как называется вот такое чудо. Я назвал его человек-живот.
Фото 42.
Фото 43
А тут мы в кабинете ведущего художника Татьяны Юрьевны Токаренко , которая уже 30 лет работает на Семикаракорской керамике.
Тут она создает новые образцы и даже новые направления в оформлении изделий предприятия.
Фото 44.
Работа идет постоянно. Придумывают все время что-то новое и интересное. Это не закостенелый народный промысел. Он хоть и имеет уже традиции, но он молодой и развивающийся.
Фото 45.
Вот например такая роспись мелкими цветочками и как бы размытым рисунком будет новым направлением в Семиракорской керамике.
Фото 46.
Теперь все, что мы рассматривали в этой статье — на видео:
Сайт, интернет-магазин и аккаунты в соцсетях:
https://aksinia.ru/
https://t.me/semikarakorskaya_keramika
https://instagram.com/semikarakorskaya_keramika
https://vk.com/aksinia.donskaya
https://тихийдонмузей.рус