Старшее поколение, родившееся перед Великой Отечественной войной или в ее годы, застало раздельное обучение. В 1943-м советские школы поделили на мужские и женские. Сейчас, много лет спустя, мы задаемся вопросом: для чего Сталину понадобилось отказаться от равноправия полов, которого добивались большевики начиная с 1917 года, и почему вопрос о школах отдельно для девочек и отдельно для мальчиков встал именно в 1943 году, в самый разгар войны?
Вот, чем закончился этот эксперимент.
Равноправие полов достигнуто?
Напомним, что до революции в России уже существовало разделение на школы или классы для мальчиков и для девочек. Раздельное обучение практиковалось почти во всех средних образовательных учреждениях – например, в пансионах, гимназиях, реальных училищах. При этом представительницам слабого пола объем знаний давали меньше, программа была легче и, конечно, при обучении девочек упор делали на предметы, более подходящие женщине.
В первые годы революции было решено отказаться от практики раздельного обучения, ведь в стране заговорили о равноправии полов и о стирании границ между мужчиной и женщиной (в том числе в области образования) как о пережитке буржуазного прошлого. В итоге 18 мая 1918-го наркомом образования Луначарским было введено обязательное совместное обучение мальчиков и девочек. Такое «смешение полов» оказалось весьма успешным, уровень образования шел вверх.
И вот 24 октября 1942 года было принято новое постановление – ввести раздельное обучение девочек и мальчиков в начальных классах и на уроках допризывной военной подготовки. Но еще раньше, перед Великой Отечественной войной, Сталин уже поставил подчиненным задачу ввести раздельное обучение в средней школе вообще. Это решение он мотивировал тем, что цель доступности образования уже достигнута, неравноправие полов в Советской стране ликвидировано во всех областях жизни советского человека и теперь в совместном обучении больше нет необходимости. Мол, оно было временной мерой, теперь же пора учитывать особенности физиологического и психологического развития девочек, которые не предполагают обучения их на одном уровне с мальчиками.
Более того, согласно докладной записке Отдела школ ЦК ВКП(б) и Народного комиссариата просвещения РСФСР, касающейся раздельного обучения, совместная учеба девочек и мальчиков якобы создавала затруднения как для детей, так и для педагогов.
Ввести раздельное обучение в 1-10 классах правительство постановило с 1 сентября 1943 года. Само постановление «О введении раздельного обучения девочек и мальчиков» было подписано двумя месяцами раньше, в июле. Был сформирован список «разнополых» школ в областных и краевых городах, а также в столицах союзных и автономных республик и крупных промышленных городах. Власти населенных пунктов, чьи школы в этот список не вошли, имели право обратиться с просьбой в правительство своей республики о введении такой же практики – конечно, при наличии такой возможности.
У каждой мужской и женской школы должно было быть отдельное здание и, конечно, необходимое военно-учебное и прочее оборудование. Однако по факту далеко не во всех школах имелась такая возможность – в том числе в плане помещений. В некоторых зданиях пришлось выделить один этаж для девочек, другой – для мальчиков, а где-то и вовсе один этаж разделяли фанерной перегородкой. Но бывало и так, что из двух соседних смешанных школ формировали две разнополые – в одну переводили мальчиков, и в другую – девочек. Между тем в некоторых деревнях и маленьких городках обучение так и осталось совместным.
Учебная программа мальчиков и девочек осталась одинаковой, чего нельзя сказать о военной подготовке – в этом плане упор делали на мальчиков.
Дисциплина стремительно упала
Историки считают, что на проведение этой реформы Сталина натолкнули вовсе не те причины, которые он официально называл, а реалии военного времени, необходимость воспитывать будущих защитников советской страны. Учителя мальчиков делали акцент на военные игры, на дисциплину, пытались заинтересовать ребят, оставшихся в годы войны без отцов, уроками юного разведчика, курсом молодого бойца, тренировками по боксу. Девочкам же внушали, что они должны быть хорошими хозяйками, матерями, ну а если речь идет о войне – отзывчивыми медсестрами. Поэтому у них в школах больше внимания уделялось домоводству и навыкам оказания первой помощи.
Однако проект по раздельному обучению в советских школах провалился. Статистика показывала, что в женских классах успеваемость значительно выше, чем в мужских. Педагоги, обучавшие мальчиков, объясняли это тем, что у их учеников отсутствует дисциплина и что они, учителя, не справляются с таким масштабом «безотцовщины». Работники школ жаловались, что мальчики сквернословят, курят и даже приходят на уроки в нетрезвом виде. В классах участились драки, которые порой заканчивались серьёзными травмами – например, переломом или сотрясением мозга. Более того, в провинциальных городах даже начали образовываться преступные группировки из мальчиков, которые нападали на сверстников, избивали их и грабили.
Все это фиксировалось в официальных отчетах учителей и, конечно же, скрывалось от широкой общественности. Зачем простым людям сомневаться в правильности шагов советского правительства?
Между тем в обществе школьная реформа тоже вызвала неоднозначную реакцию – и это несмотря на то, что говорить что-либо поперек решения советской власти было опасно. Сами дети тоже не были рады такому разделению – девочки хотели учинится вместе с мальчиками, а мальчики – вместе с девочками.
Постепенно стало понятно, что в смешанном коллективе и дисциплина лучше, и успеваемость выше. При девочках мальчики не готовы делать то, что позволяют себе в чисто мужском коллективе, ведь каждый подросток стремится выглядеть в глазах противоположного пола не нетрезвым драчуном-двоечником, а рыцарем. И то, что в смешанных коллективах психологическая атмосфера благоприятнее, чем в однополых, может подтвердить любой психолог.
В итоге вместо ожидаемого укрепления дисциплины в разнополых школах она, наоборот, рухнула. По крайней мере, в классах мальчиков. И несмотря на то, что в период с 1944 по 1951 год в стране выходили приказы «Об укреплении дисциплины в школе», были организованы дежурства учителей и общественников, детей заставляли заучивать наизусть правила поведения, ничего не помогало исправить ситуацию.
Неудачный эксперимент по разделению учеников закончился менее через десять лет – в 1954-м. Этому поспособствовала в первую очередь смерть автора этой идеи – Сталина.
Понятно, что сама практика классов для девочек и классов для мальчиков не утопична и в некоторых государствах, в некоторых культурах она успешно применяется. В том числе это показывает и опыт образования в Российской империи. Однако время и условия, при которых это было введено Сталиным, оказались крайне неудачными для столь неоднозначного эксперимента над детьми и учителями.