Ужесточение законодательства давно стало обыденностью для автомобилистов. Каждый год чиновники вносят новые поправки в КоАП, повышающие штрафы и ответственность за нарушения. Кажется, что так было всегда. Но справедливости ради, раньше штрафов было значительно больше. Одни отменили много лет назад, другие – совсем недавно.
Хотя не исключено, что часть из них могут вернуть.
1. Мелкие неисправности
Весной 2022 года были отменены минимальные штрафы, которые взыскивались за любые незначительные неполадки. Согласно вышедшему распоряжению, при выявлении мелких дефектов, не способных привести к ДТП, сотрудники ГИБДД должны ограничиться устным порицанием и не привлекать водителя к ответственности.
Уточнялось, что к неисправностям относятся, например, отсутствие брызговиков, перегоревшие лампочки или неработающие стеклоомыватели. Одной из причин послаблений стал дефицит запчастей и затруднение их поставок.
Принятые меры позволили снять нагрузку с сотрудников ГИБДД, высвободить время и силы на выявление более серьезных нарушений.
2. Отмена обязательного техосмотра
В 2021 г. накануне осенних парламентских выборов законодатели внесли на рассмотрение проект, отменяющий техосмотр для личного автотранспорта. В последние дни уходящего года президент подписал указ, согласно которому с 2022 года прохождение осмотра стало добровольным. Правда, с оговорками. Так, техосмотр придется пройти, если в конструкцию автомобиля были внесены изменения, а также при постановке на госучет из-за смены владельца ТС.
Впрочем, разрешение прохождения ТО на добровольной основе не означает, что его полностью отменили. В поправках сказано, что инспектор ГИБДД вправе остановить автомобиль для контроля технического состояния, если обнаружит видимый дефект и посчитает его угрозой безопасности движения. В этом случае водителю придется пройти ТО и устранить указанные неисправности.
Техосмотр остается обязательным для транспорта, используемого для пассажирских и грузовых перевозок. За отсутствие диагностической карты назначается штраф от 500 руб. Кроме того, в последнее время появились сообщения, что автомобилистам без документа о прохождении ТО не удастся попасть в Евросоюз.
Наряду с этим, российские водители все чаще сталкиваются с проблемами на границе со странами Балтии. Причем, документ о прохождении ТО могут потребовать не только при въезде в страну, но и на выезде.
3. Превышение средней скорости
Начиная с 2013 года, многие автомобилисты были вынуждены обращаться в суд, чтобы оспорить штрафы на основании снимков с дорожных камер. Размер взысканий определялся по показателям времени прохождения контрольного участка дороги, которые передавались камерами наблюдения.
Устройства видеофиксации устанавливали регистрационный номер машины и скорость проезда, и на основании полученных данных рассчитывался штраф. Но поскольку в законе не было конкретного определения средней скорости, это давало водителям возможность оспорить в суде наложенное взыскание.
В 2021 г. норму о наказании отменили. Но, по всей видимости, не навсегда. Весной текущего года эксперты, ссылаясь на положительный европейский опыт, вновь заговорили о необходимости возврата штрафа. И есть все признаки того, что его могут вернуть. Во всяком случае, законодатели сейчас заняты проработкой определения нормы средней скорости и устранении пробелов в ПДД.
4. Штраф за отсутствие знака «Ш»
Треугольные наклейки сделали обязательным в конце 90-х гг., когда шипованные шины перестали быть редкостью и начали массово использоваться автовладельцами. Такой знак предупреждал водителей, едущих следом за машиной на шипах, держать дистанцию. Известно, что тормозной путь у нее намного короче, чем у транспорта на обычных покрышках.
Штраф за отсутствие наклейки действовал вплоть до 29 ноября 2018 г. В этот день было подписано постановление об упразднении наказания. Во-первых, наличие знака посчитали утратившим актуальность, а во-вторых, было установлено, что наклейка мешала обзору и отвлекала водителей, едущих следом.
В 2020 году специалистами «Автодора» была предпринята попытка вернуть обязательность знака «Ш» на машины с шипованными шинами. Они утверждали, что такая резина сильно вредит дорожному покрытию, поэтому предлагали полученные штрафы направить на ремонт асфальта.
Однако инициатива не увенчались успехом, поэтому за отсутствие опознавательного знака «Шипы» сейчас не наказывают.
5. Нулевое промилле
С 2004 года вождение в нетрезвом виде каралось лишением прав. Под категорию пьяных подпадали люди, у которых содержание этилового спирта в крови составляло более 0,3 процента. В 2010 году власти ужесточили наказание, введя закон о нулевом промилле. По новым правилам, нетрезвыми признавались водители даже с минимальным содержанием спирта в крови или выдыхаемом воздухе.
Закон вызвал большое недовольство у населения. Ведь лишать прав стали даже тех, у кого обнаруживалось минимальное промилле вследствие болезни (например, у диабетиков) или после приема безалкогольных напитков (квас, кефир и пр.).
Спустя три года власти отменили нулевую норму и ввели новый принцип определения опьянения. Сейчас основанием для наказания считается содержание алкоголя в 0,3 процента. При более высоких показателях водителя ждет штраф и одновременное лишение прав сроком от 1,5 до 2 лет.
6. Штраф за быструю езду
До 2013 года нарушением скоростного режима считалось даже незначительное его превышение – от 1 до 20 км/ч. Естественно, это вызывало массу негодования у автомобилистов, поскольку во многих случаях причинами были сбои в работе видеокамер и радаров.
Негативный резонанс послужил основанием для отмены наказания. Группа депутатов внесла законопроект, в котором предлагалось упразднить санкции за минимальное превышение скорости. Начиная с этого времени, штраф выписывается водителям, которые ехали быстрее положенного более чем на 20 км/ч.
Однако ГИБДД не оставляет попыток вернуть прежнюю норму и ужесточить наказание за быструю езду.
Что запланировано
Летом 2022 года законодатели предложили смягчить ряд наказаний за незначительные административные правонарушения. Например, отменить штрафы за грязные номера, оставленные дома права или документы на автомобиль, мелкие неисправности машины и ошибки в применении световых приборов. Законодатели считают, что в этих случаях инспекторы ГИБДД могут ограничиться лишь устным предупреждением.
Одновременно в документе предлагается ужесточить наказание за нарушения, которые способны спровоцировать тяжелые последствия. Так, за непристегнутый ремень безопасности и перевозку ребенка без детского кресла планируется поднять штраф до 5000 руб.