В своём недавнем обращении к современным думающим русским Сопредседатель «Зиновьевского клуба» Ольга Зиновьева подчеркнула, что «самое необратимо страшное, что может случиться с российским интеллектуалом, российским философом – это предательство и сжигание самого себя в истории Родины, отказ от истины». Наследница и соратник великого Александра Зиновьева призвала русский интеллектуальный класс «вступить в интеллектуальное сражение за Россию». Заявлен и главный способ добиться победы в этом сражении: «Хватит питаться остатками со стола западной философской мысли. Пора начать философствовать по-русски!».
Как это ни удивительно, но способность думать, работать и жить по-русски, в нашем, вроде бы русском интеллектуальном мире, – не только прочно забытое, но уже и совсем экзотическое дело.
Сознательный отказ от любых претензий на самостоятельность и самобытность, на «русскость», в конце концов, – с октября 1993 года такое условие стало, с подачи Запада, обязательным для российского интеллектуала, человека, как бы «умеющего думать». Как подчёркивал тогда в своей «установочной» речи в Институте философии РАН американский философ Скенлан «традиционная русская философия не соответствует современной демократической России. Присущий русской философии примат общинного над индивидуальным препятствует развитию в России гражданского общества». Поэтому «Россия не нуждается в национальной русской философии», автоматически противопоставляющей «эту страну» демократическому «мировому сообществу».
С тех самых пор основным содержанием деятельности целого ряда философских сообществ и институтов в России стала «распаковка» и «адаптация» исключительно деструктивных и саморазрушительных для русского общества идей и идеологий. Технология «тихого интеллектуального самоубийства» великого народа отсюда, из важнейших идейно-философских центров нашей Родины, плотно «прихваченных» соответствующими западными гуманитарными структурами, с их грантами и прочими «плюшками», неутомимо просачивалась на все уровни нашей культуры. И со временем стала доминирующей в российской литературе и в российском искусстве, пронизала собой всю систему общественной коммуникации.
У этой технологии множество «лиц» – здесь и так называемая философия ненасилия, уже на уроне бессознательного парализующая волю к созиданию и творчеству.
И идеология трансгуманистской «новой этики», со всеми её прелестями саморазрушительных идей и практик ЛГБТ и радикального феминизма. И идейный конструкт самоуверенного акционизма с возведённым в ранг религии экоактивизмом. И масса других, просто самоубийственных – для личности, семьи, общества, гигантской страны – концептов имитации интеллектуальной и иногда даже духовной жизни. Выхолащивание народа, перманентная умственная и духовная кастрация нашей страны комплексно ведётся более 30 лет – без какого-либо, по большому счёту, организованного сопротивления. Любые умственные и душевные извращения, абсолютно девиантные формы самореализации не вполне осознавших себя людей преподносятся нам в качестве фундаментальных, чуть ли не традиционных норм.
Очевидна здесь цель «большого Запада» – разрушение «несущих конструкций» русского государства и русского общества, лишённых любых возможностей здоровой самоидентификации. Когда на сознательном и даже бессознательном уровне, в «биологических глубинах», люди становятся погружёнными в безволие амёбными представителями космополитичного (на самом деле – глубоко прозападного) «массового общества», а социум навсегда расколот на миллионы «атомов», неспособных собраться хоть в какой-то целостный «организм».
Подобная ситуация формирует гигантские слои людей-марионеток – без собственных интересов и собственного мнения, живущих в миражах втихую навязанных им ценностей. Одним из примеров подобной ситуации стало, например, недавнее «письмо академиков против войны на Украине». Учёные лучше любых других специалистов должны знать (на этом, собственно, и основана их профессия), что в современном обществе специализаций каждый профессионал обязан заниматься своим делом. Что именно на этом – доверии к профессионалу, с его точными, недоступными другим знаниями и уникальным опытом – и стоит этот мир.
Только в состоянии глубокого поражения сознания учёный-биолог, пусть даже и член РАН, может начать, скажем, учить токаря 6 разряда правильно работать на токарном станке, а заслуженный химик просвещать юриста с 30-летним стажем адвокатской практики в вопросах права. Тем не менее, более 100 подписантов – исключительно высокоучёных академиков РАН, но при этом никогда не занимавшихся ни политикой, ни военным делом – вдруг взялись публично поучать опытнейших и знающих людей, настоящих специалистов, и даже руководителей страны как надо «вести дела». Да ещё в крайне сложных, с многотысячелетней историей и многотонным «бэкграундом», вопросах внешней политики. Не обладая при этом даже одной миллионной долей информации о реально происходящих событиях. Такое безумие – это ещё одно прямое следствие сознательного разрушения у нас системы исследования философских вопросов бытия, ликвидация – на фундаментальном философском уровне – в нашем обществе хотя начал саморефлексии.
Прямым виновником подобного положения дел точно является та часть российского философского сообщества, которая променяла своё «первородство», свой статус творцов смыслов, объективаторов русской жизни, на жиденькую западную «чечевичную похлёбку», И, в первую очередь, это те самые проводники чужих смыслов и подлых тихушных замыслов, что объединяются вокруг государственных философских структур в России, ИФ РАН и ему подобных.
Наша философия, что сейчас побирается по окраинам западного сознания, мы все даже не пытаемся понять кто мы, какие мы, зачем и почему мы живём, что для нас, русских, ценно – и в интеллектуальном, и в материальном смыслах. А ведь, как справедливо отмечает, доктор философских наук Леонид Поляков: «Сейчас мы находимся в ситуации «или – или». Или мы начнем возрождать наше великое «золотое» прошлое и искать новые способы философского мышления, или окончательно станем пустыней. Ведь философия – не познание одного какого-то сегмента бытия, как, например, физика, химия или биология. Философия предполагает целостное познание» По его словам, «По самым важным вопросам общество высказывается именно в философии. Поэтому нам крайне важно объединиться, самоорганизоваться и научиться ценить по-настоящему свежую, талантливую мысль. Тогда мы наконец-то перестанем равняться только на западные образцы, как сейчас происходит».
Объективно то, что нормальное здоровое общество невозможно без внятного мировоззрения, без понимания, что же такое русский человек, в чём состоит его очевидное отличие от «человека Запада» и «от человека Востока», без осознания того, что же так прочно держит всех нас вместе, непрерывно, раз за разом сводит воедино все сегменты русской реальности. Ведь сила настоящей философии не только в том, что она ставит, так сказать, «предельные» вопросы – например, «Где начало всего?». А в том, что она способна на вопросы такого уровня давать каждый раз уникальные ответы.
«Благодаря» подлому «болоту», созданному Западом в ИФ РАН, ныне утрачен даже язык – а у каждой большой национальной школы философии всегда свой особый язык – русской философской дискуссии. В тот труднейший момент, когда мы должны определить свое место, мы, отказавшись от русской философской традиции, оказываемся в пустоте. Забывая за топорным и одномерным западным «общечеловеческим» о глубоком русско-философском «всечеловеческом». Той самой идее, что, по словам одного из современных философов, «не подгоняя под общий шаблон, позволяет сохранить внутреннюю логику и красоту каждой из больших культур человечества».
Нашими предками нам подарен огромный интеллектуальный и духовный ресурс. – русская философия. И только возвращения в эту родную для нас «гавань», только полный отказ – организационный и кадровый, в том числе – от губящего наше прошлое, настоящее и будущее мировоззрения «по западным лекалам», отказ от запрета на право быть самостоятельными, обретения счастья думать своей головой может нас спасти. Только он поможет нам и выстоять в тяжелейшей борьбе и построить достойную интеллектуальную жизнь на нашей Родине. И вернёт нам высокие смыслы русского бытия, поможет преодолеть нынешний страшный раскол между мыслью и делом.