Дочь Нестора Махно

Имя Нестора Махно было овеяно множеством легенд, он стал героем литературных произведений, и в его честь даже была названа одна из испанских военных, сражавшихся против армии генерала Франко. И очень редко при этом вспоминают тех, кто впоследствии расплачивался за его деяния: жену и дочь лихого атамана Агафью Кузьменко и Елену Михненко. Именно на их долю пришлось множество испытаний, да к тому же их депортировали в СССР и спросили по всей строгости.

Дочь атамана мечтала получить образование, но не могла пробиться через запреты, связанные с её биографией.

Любовь атамана

Нестор Махно.

Она родилась и выросла на Херсонщине, окончила учительскую семинарию и в 24 года стала учительницей в земской школе небольшого городка Добровеличковка (сегодня посёлок городского типа), но при этом прославилась Агафья Кузьменко не как «сеятель разумного, доброго, вечного», а в качестве активистки местного общества «Просвита», пропагандирующей анархизм.

Агафья Кузьменко.
Агафья Кузьменко.

Однажды в школьную библиотеку, которой Агафья по совместительству заведовала, зашёл Нестор Махно, наслышанный о красавице схожих с ним взглядов. Он хотел произвести впечатление на барышню, а потому попросил у неё какую-то редкую книгу. Надо сказать, что он на самом деле любил читать, это занятие спасало его во время заключения, когда он отбывал наказание вместе с основоположниками российского анархизма. Но девушка заявила, глядя прямо в глаза атаману: книгу она ему не даст, познакомиться с ней он может только в читальном зале.

Нестор Махно.
Нестор Махно.

Нестор настаивал, почти угрожал, и Агафья в сердцах швырнула книгу прямо ему под ноги. Он пытался заставить девушку поднять том и дать ему в руки, даже грозился пистолетом, но та лишь презрительно смотрела на него и не двигалась с места. И сердце атамана растаяло, он стал ухаживать за Агафьей. Раньше домашние называли её Гапочкой, а Нестор стал ласково звать любимую Галочкой. После свадьбы, состоявшейся в 1919 году, она вовсе превратилась в Галину. Она же стала верной соратницей атамана.

Она занималась системой образования в махновской республике, но и на расправу была быстра. Рассказывали о том, что она собственноручно расстреливала махновцев, позволявших себе насильственные действия в отношении женщин, да и с дамой, выдавшей отца Агафьи большевикам, расправилась быстро и жестоко, буквально зарубив виновную. Правда, позже жена Махно отрицала свою причастность к убийствам и говорила о том, что всегда ссорилась с мужем из-за бесчинств, творимых его людьми.

Бегство

Портрет Галины Кузьменко, работа худ. В. Н. Гагенмейстера.
Портрет Галины Кузьменко, работа худ. В. Н. Гагенмейстера.

Но до этого признания было ещё далеко. В 1921 году Галина вместе с мужем бежала за границу. В то время она его ещё любила, незадолго до бегства она спасла его после ранения в голову, а затем стоически сносила все неприятности за границей. Сначала супруги оказались в Румынии, а потом в Польше, где были тут же арестованы по обвинению в подготовке переворота в Галиции. Позже их отпустили, так как вину доказать не смогли. В тюрьме Галина была уже вместе с дочерью Еленой, родившейся в 1922 году. После освобождения супруги отправились в Германию, но окончательно осели во Франции, в Париже.

Нестор Махно.

Денег на жизнь не хватало катастрофически, Галина была вынуждена стать прачкой. К Нестору Махно она уже не испытывала каких-либо чувств и мечтала избавиться от мужа. В 1927 году они, наконец, развелись, и впоследствии бывшая жена не слишком интересовалась судьбой человека, которого когда-то любила. Куда больше её заботила любимая дочь, ради неё бывшая жена Махно готова была тянуться изо всех сил.

Жестокие повороты судьбы

Нестор Махно и Галина Кузьменко с дочерью.
Нестор Махно и Галина Кузьменко с дочерью.

Она старалась всеми силами обеспечить мало-мальски достойное существование себе и дочери, бралась за любую работу, была уборщицей, кухаркой, даже служила в сапожной мастерской, потом получала пособие от государства по потере трудоспособности. Когда в Париже уже стояли немецкие войска, Галина вместе с дочерью перебралась в Берлин, так как пособие платить перестали. Елена, которую все называли Люси, в Берлине стала браковщицей продукции на фабрике концерна «Сименс». Позже она прошла курсы и стала чертёжницей и переводчицей. В общем-то, перед ней открывались определённые перспективы.

Нестор Махно с дочерью.
Нестор Махно с дочерью.

Но после войны в ходе проверки Галину и Елену задержали, депортировали в СССР, где посадили под арест, предъявив обвинение в антисоветской деятельности во время Гражданской войны и после – в период эмиграции. Галина Кузьменко получила 10 лет лагерей, а её дочь – пять лет ссылки в Джамбуле в Казахстане. А ведь Елена даже не знала о том, чем занимался её отец в то время, когда она ещё не появилась на свет. Впрочем, её обвиняли ещё и в пособничестве немцам, но она вины своей не признала.

Галина Кузьменко и Елена Михненко.
Галина Кузьменко и Елена Михненко.

В Джамбуле Елена Михненко вынуждена была довольствоваться самыми низшими должностями, работала посудомойкой, свинаркой, а после заболела тифом и попала в больницу. Туда ей носил передачи знакомый сапожник. Правда, вернувшись домой она узнала, что все гостинцы он покупал за деньги, вырученные от продажи её же вещей. Она осталась без денег и вещей, побиралась на вокзале, выпрашивала у машинистов уголь. Она устраивалась снова и снова на работу, надеясь хоть как-то продвинуться, улучшить свою жизнь, но Елену не посылали даже на курсы из-за её биографии, а фактически – из-за отца.

Елена Михненко.
Елена Михненко.

И всё же она была очень упорной, а потому раз за разом пробовала поступить в институт. Где-то ей отказывали даже в приёме документов, а иногда просто срезали на вступительных экзаменах. И всё же удача улыбнулась Елене, она смогла окончить вуз и получить диплом инженера. Видимо, кто-то просто не обратил внимание на её биографию. Елена же предпочитала об этом не говорить, но очень радовалась тому, что мечта её сбылась. Позже она вышла замуж за лётчика, но вот детей заводить категорически отказывалась, объясняя это нежеланием плодить нищету. После отбытия наказания Галина Кузьменко перебралась к дочери в Джамбул, где и скончалась в 1978 году.

Елена Михненко ушла из жизни в 1993 году, спустя три года после того, как была реабилитирована.