Одно из современных значений слова «миф» – «воодушевляющее враньё». А вот второе – «древняя сказка, легенда, верование» – нуждается в пояснении. Для нас «сказка» – это некий текст, который произносят и слушают для удовольствия, развлечения.
И двести лет назад было так, и четыреста. А двадцать тысяч лет назад – не было…
Итак, слово «миф» происходит от древнегреческого «мифос» – речь. Человеческая речь отличается от систем коммуникации, принятых у остальных животных. Во-первых, она богаче и интенсивнее, в ней больше слов и значений, она активнее используется. А во-вторых, мы способны обозначать словами «абстрактные понятия». Абстрактное понятие – это то, на что невозможно указать пальцем или изобразить с помощью жестов.
Именно развитие речи помогло первобытным людям выжить – защититься от «лучше приспособленных» (более сильных, ловких и чутких) хищников. Речь не просто помогала совершать всё более и более сложные коллективные действия, но и давала возможность АНАЛИЗИРОВАТЬ и ПЛАНИРОВАТЬ действия – «заглядывать в прошлое и будущее».
А теперь, внимание, вопрос: как первобытные люди развивали свою речь? Ведь не было ни школ, ни словарей… Как же они учились?
Картинка, хорошая, но так не было. Представление, что во время обучения надо СИДЕТЬ, возникло довольно поздно, уже вместе с письменностью
Ну-ка, все вместе!
На самом деле, школа у первобытных людей была. Только она была совсем не похожа на наши школы. Больше всего она напоминала современные дискотеки.
Что такое дискотека? Звучит ритмичная музыка, и вам ПОЧЕМУ-ТО хочется под неё подвигаться. Вы начинаете танцевать. Остальные, глядя на вас, присоединяются… А если музыка со словами и песня вам нравится, вы начинаете подпевать! Все вместе, хором! Здорово?
Вот это уже и есть первобытная «школа». Вот так она примерно и выглядела. Только «учили» в ней не таблицу умножения, а, например, договаривались о завтрашней охоте.
Прежде чем договариваться друг с другом, надо было обязательно договориться с дýхами – спросить у них разрешения, попросить помощи. А для того чтобы все члены племени, даже самые маленькие и пока неразумные, знали, кто такие дýхи и почему мы именно у них просим помощи, в процессе совместного танца и пения «рассказывалось», как возникло наше племя, какие силы природы (дýхи) ему помогают и почему, а какие враждебны… У кого просить помощи (и в каком случае), а кого опасаться.
Такая «история» могла начинаться «от сотворения мира» и продолжаться очень долго! Иногда совместные племенные ритуалы (перед особо значимой крупной охотой или перед засеванием поля весной) продолжались сутками! Охотники уже ушли, а племя продолжает петь и танцевать – поддерживает их…
Как это выглядело?
Одни люди отвечали за «музыку» – отбивали ритм с помощью камней, палок, бубнов и барабанов. Другой (старейшина или жрец – мы бы сказали «учитель») запевал текст. А потом все остальные за ним повторяли. Или он задавал вопрос, а все отвечали.
Кстати, мы до сих пор так делаем – в школе или в летнем лагере:
– Кто шагает дружно в ряд?..– Наш отряд!
Или на стадионе:
– От Москвы до Гималаев…– Лучше всех Ринат Дасаев!
(Или Акинфеев, нам всё равно.)
Как видим, некоторые людские привычки не меняются. У первобытных людей были жрец (шаман) и род, у древних греков – актёр и хор, а у болельщиков – заводящий – и сектор!
Кстати, само слово «трагедия» произошло от древнегреческого «трагос» – песнь козлов. Раньше актёр был жрецом, а хор – племенем, и все они участвовали в ритуале в честь бога плодородия Диониса.
Почему козлов, а не ослов?
Козёл был очень важным для древних греков животным. Ведь они разводили коз, это было их главное сельскохозяйственное животное. Козёл был символом плодородия; некоторые племена даже считали, что они сами произошли от козлов! Об этом говорит такой герой древнегреческих мифов, как бог Пан (он же Фавн, он же Сатир) – получеловек, полукозёл. Так что театр напрямую произошёл от первобытных племенных ритуалов!
Михаил Александрович Врубель (1856–1910). «Пан»
Арнольд Бёклин (1827–1901). «Фавн»
И наука тоже произошла от них (от ритуалов). Сначала – наука охоты и собирательства (ведь это надо уметь!), потом – наука земледелия, а ещё история («что было раньше»), география («что находится вокруг нас, и как туда попасть»), естествознание («как предсказать погоду, когда сеять и убирать урожай»), астрономия (время считали по солнцу и луне, а ориентировались по звёздам), математика (ведь фазы Луны и положение звёзд надо было уметь рассчитать).
Ну, а теперь главное!
Вот именно тексты, произносившиеся (певшиеся) во время этих древних ритуалов, тексты, наделявшие людей общим знанием, объединявшие их в работе и отдыхе, в горе и в радости, и называются «миф» – то есть «речь», «разговор» – «мифос».
А почему со временем словом «миф» стали обозначать старинные предания, сказки?
Потому что людей становилось всё больше, они жили уже не племенами, а целыми союзами племён, и расселялись на большой территории. Всех уже не соберёшь для общего ритуала. К тому же знания разделились: у охотников свои, у земледельцев – свои, у тех, кто строит дома, – свои, у тех, кто растит детей, – свои… Невозможно, да и не нужно обучать всех на одной «дискотеке»!
А теперь подумайте: почему же люди, разделяясь «по профессиям» (по разным знаниям и умениям) и расселяясь всё дальше и дальше друг от друга, не распались на сотни мелких племён, а наоборот, образовали союзы племён и народы?
Именно благодаря тому, что миф перестал быть совместным танцем и пением, для которого необходимо собираться вместе; миф стал «чистым текстом» – тем, что рассказывают.
И в этом племени, и в другом по вечерам у костра рассказывали одни и те же истории. Эти истории объединяли людей. Их объединяло знание, как возник мир. Какие дýхи (только теперь уже не дýхи, а боги) им покровительствуют, а какие враждебны. Люди гордились своими предками, своими общими героями.
За тысячи лет смысл рассказываемых историй менялся, новые рассказчики переделывали их так, чтобы было понятнее современнику, разные истории переплетались между собой, соединялись, а что-то забывалось или становилось странным, непонятным, фантастическим.
Одна из глиняных табличек с текстом мифа о Гильгамеше. Примерно 2800–2500 гг. до н.э.
Ну и наконец, люди перестали рассказывать мифы – стали их записывать. На стенах гробниц, на глиняных табличках и в свитках, в поэмах и театральных представлениях. Благодаря этому мы их и знаем (немножечко). Так появилось то, что мы называем сегодня «мифы Древней Греции» или «египетские мифы». Попытка пересказать то, что было важно и живо 15–20 тысяч лет назад…
Египетский папирус с записью мифа об Осирисе. 1310 г. до н.э.
А что потом?
А потом миф-рассказ распался на науку историю (и другие науки) и литературу (поэзию). Теперь людей объединяли знания об общем прошлом и вдохновляющие на труд и на подвиг стихи. А мифы стали казаться просто сказками… Их первоначальный смысл забылся.
Сегодня только учёные (этнографы, этнологи, филологи, историки) знают, что такое на самом деле миф. Только они – и вы.
А с этой книги Николая Альбертовича Куна начинают знакомство с древними мифами все грамотные дети в России!
Теперь, когда слышите, как кто-нибудь говорит «это всё мифы», «не верьте мифам», имейте в виду: этот человек употребляет умное слово неправильно!
Есть прекрасные русские слова, которые можно использовать в этих случаях: «враки», «россказни». А миф – это история, которая объединяет и воодушевляет людей одного языка, одного народа. И с «враками» у такой истории мало общего.